Исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Мир тканей»

02.11.2023

Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.

Задачи:

1. Дать детям представления о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду;

2. Расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть);

3. Формировать представления о качестве и свойствах ткани, способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей;

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.

Материал: Картинки с одеждой, одежда из разных тканей, образцы ткани (хлопка, шерсти, шелка, нитки, кусочки ваты, марля, емкости с водой, ножницы, магниты, буквы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,

К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры«Одень куклу»«Постирай бельё по цвету»«Кто что носит»«Чего не хватает для прогулки».

Сюжетно – ролевые игры«Магазин»«Семья».

Словарная работа: Фактура, хлопок, шелк, лён.

Ход занятия:

1. Создание мотивации к занятию

Дети заходят в группу. На столе стоит ящик (с тканями и нитками).

- Что это? Давайте посмотрим.

2. Постановка проблемной ситуации

- Ребята, вы знаете что это? (Ткань и нитки)

- А что такое ткань(Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.)

- Из чего она состоит? (Состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.)

- А как нам убедиться в том, что ткань состоит из ниток(на примере марли) (Посмотреть под лупой. Лупа – это увеличительное стекло. Через неё можно увидеть то, что без увеличения не видно.)

3. Открытие нового

– Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ткани)

- Вы видите сколько много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее волшебство.

- Кто же их переплел?

- Ткацкий станок – вот кто! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?

- Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

В определенное время их стригут (Презентация №1, постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи. Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)

– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок.

- Хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто – кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити. (Презентация №2)

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

- А вот шелковую нить людям прясть не надо – ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает себя «с головы до ног». Получается шелковый кокон. А люди тут как тут: разматывают кокон (да не один, а миллионы, перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику (Презентация №3) Найдите у себя на столе шелковую ткань, возьмите ее в руки, какая она? (гладкая, мягкая, приятная)

Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда.

Мы ее не берегли.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.Хочу такой сайт

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили.

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится.

Мы попрыгаем, покружимся.

Давайте, определим, а какие свойства имеет ткань?

Экспериментальная деятельность :

Опыт №1

Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет.

Выводткань не магнитится.

Опыт №2

Согнуть ткань пополам и сравнить, затем разгладить.

Выводткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.

Опыт №3

Ткань и вода. Намочить ткань.

Выводткань намокает, но не расползается.

Попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия.

Выводткань тяжело рвется

Опыт №4

Ткань и ножницы. Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, на сколько легко работать ножницами.

Выводткань легко режется

Опыт №5

Ткань и огонь. Поджечь ткань и определить свойство горения.

Выводткань хорошо горит.

- Вот видите, как много свойств ткани мы сегодня узнали!

4. Дидактическая игра«Собери слово»

Дети собирают слово «Хлопок» из букв.

Цель: закрепить название материала «хлопок», воспитывать умение работать вместе, сообща.

5. Рефлексия

Что мы сегодня делали?

Что нового узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Чем похожи и чем отличаются эти ткани?

Из какой ткани лучше шить летнюю одежду?

Из какой ткани шьют теплые вещи?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.11.2023

Дата обновления: 12.11.2023

Дата публикации: 02.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».