21.03.2019
Кризисы
развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух)
периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на
новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7
лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается
непрерывно.
Привыкание
к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка.
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он
становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей
сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения.
Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка
психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка
самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину»,
научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.
На
подходе к кризису присутствуют четкие признаки:
-
острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как
он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают
проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро
реагируют на неудачу.
Кризис
трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость.
Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и
для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно
идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному
желанию.
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет,
а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По
сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм
воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.
4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к
самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в
собственных силах и возможностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с
окружающими, в постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок
начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он
требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими.
По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества,
когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям
деспотизм проявляется как ревность.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это
вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в
самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике
сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности
и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию
благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии
ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы
непонимания, возникающие в это время у родителей.
Можно
ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь
ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества: ведь упрямство –
это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое для ребенка качество;
капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего
«Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного достоинства; агрессивность –
крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – не - адекватная форма
проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе
качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.
Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних
проявлений.
Что
необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период
упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные
приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются
у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто
упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном»
упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей,
поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие:
«Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий
против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он
просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он
только маленький росточек…
Что
могут сделать родители?
* Не
придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению
приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать,
что вы его понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали
«нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и
увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к
помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку
только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная
игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» –
подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Искусству
ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и
бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев лишает человека
разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам уже легче будет сдержать
его, а потом и вовсе в душе поселится только сочувствие и желание помочь своему
малышу в трудный период его жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.06.2019
Дата обновления: 03.06.2019
Дата публикации: 21.03.2019