Исследовательская деятельность в старшей группе "Звездочки" "Для чего птице перья?"

27.10.2022

Исследовательская работаТема«Для чего птице перья.

Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.

Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.

Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.

Новизна: комплексная исследовательская деятельность.

Задачи исследования:

- изучить материал в энциклопедической литературе;

- выяснить особенности оперения птиц;

- изучить строение и назначение перьев птиц;

- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;

- выяснить значение перьев в жизни птиц.

Организация развивающей среды:

1. Коробка для исследований

2. Перья : маховые

3. Камни

4. Емкость с водой, растительным маслом

5. Лупы,  кисточки

6. Ножницы, клеенка

7. Гуашь

 

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель вносит коробку для исследований

-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).

Загадываю загадку:

«По лесу летало, в воде бултыхалось.

В воду упало и сухим стало

Перо.

Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.

Дети проходят за столы.

- Чем отличаются птицы от диких зверей?

(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

Поставить на доску схему оперения птиц.

- Тело птиц покрыто перьями.

- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).Хочу такой сайт

Показ крыльев разных птиц.

- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.

- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).

-  Длинное перо. Это перо называется «маховое».

- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

- Перо легкое или тяжелое?

Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Вывод: перо легче, чем камень.

- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

- Как вы думаете, почему перо легкое? Предположения детей: стержень пустой.)

- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)

- Стержень пустой, поэтому перо легкое.

- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)

- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

 

Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.

- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)

- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)

Давайте проведем эксперимент.

- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)

«Как с гуся вода»

- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)

Ролик «Экологическая катастрофа»

- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)

- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

3 ЧАСТЬ.

- Где в быту нам может пригодиться перо?

- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.

- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.

- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).

ИТОГ.

- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.10.2022

Дата обновления: 27.10.2022

Дата публикации: 27.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».