07.04.2024
Доклад на тему:
«Что родителям нужно знать о тьюторах?
Чем отличается выбор от перебора,
индивидуальный подход от индивидуализации, и почему это важно для образования
вашего ребёнка?
В последнее время всё больше
родителей понимают, что никто не заинтересован в качественном образовании их
детей так, как они сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы
разбираться в том, как можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться
за помощью к профессионалам.
В отличии от воспитателя тьютор работает
целенаправленно с конкретным ребёнком.
Для этого требуется включение тьютора в
воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения. Тьюторское
сопровождение детей с ОВЗ позволяет ребёнку успешно включиться в
образовательный процесс наравне со всеми. С помощью индивидуального наставника
особые дети социализируются, преодолевают затруднения, усваивают
образовательный материал в соответствии со своими возможностями.
Важно понимать,
что тьютор не нянька, которая
ежесекундно находится с ребёнком, решает за него проблемы и полностью
контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которого помочь ребёнку в
соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в
развитии, социализации) в индивидуальном порядке. Это значит, что тьютор может
сопровождать не одного ребёнка, а нескольких, то есть группу детей из детского
сада или непосредственно в группе, составляя индивидуальную программу для
каждого малыша. Тьютор работает с
родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении,
выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребёнка. Задачи,
реализуемые тьютором разнообразны:
- сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в
организации её развивающего характера;
-подготовка условий для образования ребёнка в конкретной
системе образования;
Во время образовательной деятельности тьютор:
- следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
- если общее задание для всех детей сложно для понимания
ребёнка, то продолжает с подопечным работу по упрощенному заданию.
Тьютор становится
связующим звеном между тьюторантом и специалистами ДОУ, родителями. Он
планирует режим дня, адаптирует пространство где занимается ребёнок под его
нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе
результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов,
необходимых на данном этапе.
Основным результатом работы тьютора на
дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребёнка
(согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трёх составляющих: рефлексии,
самоопределения и умения пользоваться ресурсами.
Рефлексия в детском саду состоит
из понимания ребёнком своих умений ("я умею вырезать", " я знаю
игры и умею играть с другими детьми", осознании того, что он может делать
сам, а что - со взрослыми, когда ребёнок может адекватно оценить свои
возможности.
Самоопределение - из умения осознанно
выбирать себе занятие, а также уметь предоставить (на уровне ребёнка
дошкольника) результат работы (понимание "а что должно получиться в
итоге?").
Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с
субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребёнку очень важно
уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.
В итоге, последним этапом, если
это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической
роли тьютора, предоставление ребёнку максимальной самостоятельности с
последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его
влияния является критерием его эффективности.