07.04.2024
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Аннотация: Доклад посвящен рассмотрению эмоционального
состояния и благополучия дошкольников в современной семье. Определяется, что
детско-родительские отношения, являясь одним из важных факторов эмоционального
благополучия детей дошкольного возраста, оказывают непосредственное влияние на
выработку у них привычек поведения и критериев оценки происходящего.
Ключевые слова: семья, ребенок,
эмоциональное состояние, эмоциональное благополучие, психологический климат
семьи.
Эмоциональная сфера является ведущей
в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой
для осознания ребенком себя. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде
всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Воспитание
эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоция представляет собой сложный
психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности
ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии
потребностям и интересам детской личности. Одна из главных функций эмоций
заключается в том, что они помогают ориентироваться, в окружающей
действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности,
полезности или вредности.
Эмоции ребенка многообразны, открыты
и часто сменяемы, подвижны, импульсивны, неосознанны. Они связаны с выражением
своих возможностей. Они ситуативны, во многом зависят от процессов возбуждения,
которые преобладают над процессами торможения.
Понятие «эмоциональное состояние» определяется
как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального
комфорта-дискомфорта ( «мне
хорошо», мне плохо»), выступает в качестве интегральных
ощущений благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или
всего организма в целом. А.Д. Кошелева отмечает, что это понятие сопоставимо с
понятием «настроение»,
которое она интерпретирует как в разной степени осознаваемое психическое
состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической
жизни индивида [4].
Сопоставимо оно также и с понятием «эмоциональное
самочувствие», которое определяется как ощущение либо
переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с
различными значимыми аспектами его жизни.
Положительный эмоциональный фон
ребенка, с точки зрения О.И. Бадулиной, находит проявление я в приподнятом
настроении, улыбке и жестах, которые выражают открытость и расслабленность. Он
легко вступает в процесс коммуникации и игры, проявляя заинтересованность. Для
отрицательного эмоционального фона дошкольника свойственна подавленность,
плохое настроение, растерянность, грустное выражение лица [2].
В исследовании эмоционального
состояния дошкольников, базовым рассматривается устойчиво конструктивное,
комфортное эмоциональное состояние личности, которое влияет на внутрисемейные
отношения, развитие познавательной сферы, эмоционально-волевую структуру,
стратегию поведения в стрессовых ситуациях, взаимоотношения со сверстниками. В
целом, подобное состояние представляется автором как чувство эмоционального
благополучия, в котором выделяются три основных уровня: высокий, средний и
низкий, изменяющиеся в зависимости от характера детско-родительского
взаимодействия. Например, высокий уровень проявляется в семье, где доминирует
поддерживающий тип взаимодействия.
Благоприятный психологический климат
семьи ведет к сплоченности семьи, возможности всестороннего развития личности
каждого ее члена, высокой доброжелательности и требовательности членов семьи
друг к другу, чувству защищенности и эмоциональному благополучию.
Эмоциональное благополучие как
устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся
основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний,
познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых
ситуаций, отношение со сверстниками . Эмоциональное благополучие
формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения
индивидуального жизненного опыта. В связи с этим становление эмоций у детей
нельзя отделить от проблем воспитания.
Семья предоставляет ребенку не только
оптимальные возможности для формирования его личности, но также естественно
вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, способствует
созданию предпосылок для его социализации. У ребенка осуществляется процесс
формирования эмоционального поведения в отношении самого себя и других членов
семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся ситуации
взаимодействия. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое
жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, формируют предпосылки
для эмоционального благополучия. Дети, которые растут в атмосфере любви и
понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со
сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений зачастую становится
источником формирования различных психологических проблем.
К сожалению, современные родители,
не осознавая всей ответственности за развитие личности ребенка, недооценивают
роль детско-родительских отношений. В такой ситуации ребенок может некритично
усваивать предъявляемые ему нормы и образцы поведения. Родителям необходимо
помнить о том, что заложенный в дошкольном возрасте фундамент положительного
самовосприятия обеспечит благоприятное личностное развитие. Родительская
позиция – один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование
образа «Я» ребенка.
Отталкиваемый и отвергаемый дошкольник чувствует себя ненужным, лишним,
отодвинутым в семье на второй план. Соответственно, образ «Я» у него будет
формироваться негативный (возникает
самоопределение «Я – плохой»).
Таким же лишним ребенок чувствует
себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуют в играх,
почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Свое разрушительное
влияние также оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость
отношений к ребенку, эмоциональная «глухота»,
концентрация на собственных переживаниях. Это создает у ребенка чувства
недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип
личности.
Стоит подчеркнуть, что эмоциональная
атмосфера семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка,
складывается из педагогической компетентности членов семьи и качества их
взаимоотношений. Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам
формирования у детей позитивных социальных установок. В связи с этим требуется
помочь семье обрести педагогическую компетентность – в этом заключается одно из
направлений работы педагогов по поддержке здоровья детей.
Таким образом, семья, несомненно,
играет огромную роль в процессе развития личности дошкольника. Родители обязаны
обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его
эмоциональное здоровье, способствовать становлению позитивного образа «Я»; формировать базовые
качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; воспитывать
понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.