Доклад на тему: "Эмоциональное состояние благополучие ребенка в современной семье".

07.04.2024

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Аннотация:  Доклад посвящен рассмотрению эмоционального состояния и благополучия дошкольников в современной семье. Определяется, что детско-родительские отношения, являясь одним из важных факторов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, оказывают непосредственное влияние на выработку у них привычек поведения и критериев оценки происходящего.

Ключевые слова: семья, ребенок, эмоциональное состояние, эмоциональное благополучие, психологический климат семьи.

Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоция представляет собой сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться, в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, полезности или вредности.

Эмоции ребенка многообразны, открыты и часто сменяемы, подвижны, импульсивны, неосознанны. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны, во многом зависят от процессов возбуждения, которые преобладают над процессами торможения.

Понятие «эмоциональное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта «мне хорошо», мне плохо»), выступает в качестве интегральных ощущений благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. А.Д. Кошелева отмечает, что это понятие сопоставимо с понятием «настроение», которое она интерпретирует как в разной степени осознаваемое психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида [4]. Сопоставимо оно также и с понятием «эмоциональное самочувствие», которое определяется как ощущение либо переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Положительный эмоциональный фон ребенка, с точки зрения О.И. Бадулиной, находит проявление я в приподнятом настроении, улыбке и жестах, которые выражают открытость и расслабленность. Он легко вступает в процесс коммуникации и игры, проявляя заинтересованность. Для отрицательного эмоционального фона дошкольника свойственна подавленность, плохое настроение, растерянность, грустное выражение лица [2].Хочу такой сайт

В исследовании эмоционального состояния дошкольников, базовым рассматривается устойчиво конструктивное, комфортное эмоциональное состояние личности, которое влияет на внутрисемейные отношения, развитие познавательной сферы, эмоционально-волевую структуру, стратегию поведения в стрессовых ситуациях, взаимоотношения со сверстниками. В целом, подобное состояние представляется автором как чувство эмоционального благополучия, в котором выделяются три основных уровня: высокий, средний и низкий, изменяющиеся в зависимости от характера детско-родительского взаимодействия. Например, высокий уровень проявляется в семье, где доминирует поддерживающий тип взаимодействия.

Благоприятный психологический климат семьи ведет к сплоченности семьи, возможности всестороннего развития личности каждого ее члена, высокой доброжелательности и требовательности членов семьи друг к другу, чувству защищенности и эмоциональному благополучию.

Эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками . Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В связи с этим становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем воспитания.

Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, способствует созданию предпосылок для его социализации. У ребенка осуществляется процесс формирования эмоционального поведения в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся ситуации взаимодействия. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, формируют предпосылки для эмоционального благополучия. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений зачастую становится источником формирования различных психологических проблем.

К сожалению, современные родители, не осознавая всей ответственности за развитие личности ребенка, недооценивают роль детско-родительских отношений. В такой ситуации ребенок может некритично усваивать предъявляемые ему нормы и образцы поведения. Родителям необходимо помнить о том, что заложенный в дошкольном возрасте фундамент положительного самовосприятия обеспечит благоприятное личностное развитие. Родительская позиция – один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование образа «Я» ребенка. Отталкиваемый и отвергаемый дошкольник чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Соответственно, образ «Я» у него будет формироваться негативный (возникает самоопределение «Я – плохой»).

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуют в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Свое разрушительное влияние также оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Это создает у ребенка чувства недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.

Стоит подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из педагогической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных установок. В связи с этим требуется помочь семье обрести педагогическую компетентность – в этом заключается одно из направлений работы педагогов по поддержке здоровья детей.

Таким образом, семья, несомненно, играет огромную роль в процессе развития личности дошкольника. Родители обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его эмоциональное здоровье, способствовать становлению позитивного образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; воспитывать понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».