07.04.2024
Родительское
собрание на тему: «Семья - здоровый
образ жизни»
Цель: повышение
педагогического мастерства родителей по разделу «Здоровый образ жизни»;
формирование у родителей ответственности за здоровье детей и свое здоровье,
мотивация на здоровый образ жизни.
Давным-давно, на горе
Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен
быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал:
«Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен
нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье
глубоко в синее море, другие –за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал:
«Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Человек – совершенство
природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни,
наслаждаться и красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без
здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие
– одна их главных проблем семьи и детского сада. Исследованиями ученых
установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов
здравоохранения и на 50% от образа жизни.
В уставе Всемирной
организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только
отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки
правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами
совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Основы здоровья заложенные в дошкольным возрасте и являются необходимыми
фактором благополучной жизни любого человека.
В.А. Сухомлинский писал: «Я
не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье это важнейший труд
взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
Вырастить и воспитать
ребенка, близкого к такому идеалу – задача вполне посильная.
Здоровый образ жизни – это
деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение
здоровья.
Предлагаю вам посмотреть
видеоролик высказывание детей «Что такое здоровье».
Что же могут
сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителей)
Прежде всего, необходимо
активно использовать целебные
природные
факторы
окружающей среды: чистую
воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные
свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой
привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности
организма.
Ребенку необходим спокойный,
доброжелательный психологический климат
Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у
него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая
это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам
улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть.
Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному
настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему
уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен
быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь
наше раздражение механически переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь
важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится,
воспринимается, слышится.
Так давайте
же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять
детский организм от вредных влияний,
но и создавать условия,
которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его
работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который
оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет
их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и
др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих
полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Режим – это рациональное
чередование работы и отдыха. Известный ученый И.Павлов отмечал «Всякая
живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать,
восстанавливаться».
Режим дня для детей – это порядок чередования времени сна, бодрствования, игр,
прогулок, питания.
Главной оценкой режима
является хорошее самочувствие и нормальное развитие ребенка.
Прогулка является одним из существенных компонентов
режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо
восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы
организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе
способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После
активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна
проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных
условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать
погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать,
чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо
изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки
со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в
день по 2 часа, летом – неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является
сон, который особенно необходим ослабленным детям.
Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть
продолжением режима дня детского сада.
Полноценное
питание –
включение в рацион продуктов, богатых
витаминами А, В, С и Д,
минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также
белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов,
нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион
детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное
значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов
между приемами пищи.
У
детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит
представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания,
движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому
образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься
физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет
интерес к этому.
Первым и лучшим наглядным
примером для ребенка является ваша жизнь, ваше поведение и поступки в разных
жизненных ситуациях. Так будьте же достойным примером и в вопросах режима:
занимайтесь вместе с ребенком утр. гимнастикой, утренним и вечерним
туалетом, гуляйте как можно больше на свежем воздухе, питайтесь правильно, по
режиму; во время ложитесь спать.
Соблюдение режима дня должно
стать устойчивой привычкой ребенка, превратиться в потребность.
Для укрепления здоровья и
нормализации веса эффективны ходьба и бег,
которые предохраняют организм
человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим
эффектом и способствуют закаливанию организма.
Что
такое закаливание? (высказывания родителей)
Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных
процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм
при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями –
увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании
одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения
выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы
здорово, если бы закаливание общим семейным делом.
Кто
из вас дома проводит закаливающие мероприятия, и какие? (высказывания
родителей)
Закаливание, как отмечал Е.А.
Аркин, для ослабленного ребенка имеет большое значение, чем для здорового.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные
ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.
– Контрастное воздушное
закаливание (из теплого помещения дети попадают в
«холодное»).
– Хождение босиком. При этом
укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний
период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и
асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные
раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют
успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти
всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная
деятельность.
– Контрастный душ –
наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.
(После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 –
38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3
градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура
повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до
4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов).
– Полоскание горла прохладной водой со
снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки.
(Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов,
снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)
При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на две – три недели снижает
сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне не желателен.
Нельзя и не учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его
чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить
закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха,
обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.
Какой
же можно сделать вывод по поводу закаливания? (высказывания
родителей)
Да если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить
закаливающие процедуры. В «минимум» закаливания включать воздушные и водные
процедуры, правильно подобранную одежду.
Закаливать организм
ребенка можно и продуктами питания.
Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения –
биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к
воздействию некоторых вредных, физических, химических, биологических факторов,
в том числе и к непривычным условиям среды.
Давайте
поговорим, какие же пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более
закаленным?(раздать родителям карточки для ответов на вопросы)
Правильные ответы:
- Черная смородина и шиповник
повышают устойчивость организма к
охлаждению и ОРВИ.
- Напиток «защиты» –
морковный сок. Рекомендуется пить свежий
морковный сок от 1 столовой
ложки до половины стакана, в день, но не более 100 г, так как в больших
количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи. Кроме
того, у некоторых детей он вызывает аллергию.
- Соки являются более
чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже
через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления
включаются в обмен веществ, что благоприятно влияет на восстановительные
процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода – она
обогащена биологически активными веществами растительных клеток.
Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение
пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и
радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки – это и источник витаминов,
минеральных солей и многочисленных микроэлементов.
Чтобы повысить защитные силы
организма ребенка, рекомендуется прием витаминов.
Слово «витамин» происходит от латинского вита – жизнь. Витамины участвуют в
обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы.
Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к
нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов.
Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо
применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях,
особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 – 2
драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и
гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.
Удар по здоровью ребенка
наносят вредные наклонности
родителей.
Не секрет, что дети курящих
отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих.
Тяжелые последствия для
здоровья ребенка имеют травмы и
несчастные
случаи.
Скажите,
пожалуйста, что в условия дома может представлять опасность для жизни ребенка? (высказывания
родителей)
Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым.
Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими
предметами.
Помните,
здоровье ребенка в ваших руках!
Вместе с тем уже замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как
правило, здоровы.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире
приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о
здоровье, тем лучше для его развития.
Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и внедрять здоровый образ
жизни в семью.
Предлагаем
такое решение родительского
собрания:
Внедрять здоровый образ жизни
в каждую семью.
Домашний режим ребенка должен
быть продолжением режима дня детского сада.
Систематически проводить
закаливание ребенка в условиях семьи.
В выходные дни обязательно
выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок
больше двигается, играет в подвижные игры. Детей играми – оздоровим, себя
омолодим.
Проверить дома все
травмоопастные места и не допускать детского травматизма.
Искренне
желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье.
Пусть
дети радуют Вас!