07.04.2024
Доклад
на тему: «Трудовое воспитание в семье и в детском саду».
Цель: привлечь родителей к трудовому
воспитанию дошкольников.
Трудовое воспитание – важное средство
всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а
должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его
влиянии на личность ребенка.
Труд оказывает существенное влияние и на
умственное развитие ребенка. Труд развивает сообразительность,
любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание,
сосредоточенность, тренирует память.
А так же труд развивает мышление - ребенку
приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет
дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для
всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые
рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье должен быть посильным.
Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но
попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный
момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он,
конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
Никогда не заставляйте ребенка насильно
помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по
принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца.
Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были
бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да
поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит,
что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может
оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки
своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в
сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить
домашних питомцев.
Помните, давая поручения ребенку,
необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку
необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат
должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о
необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы
трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не
помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не
замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите
ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь
не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь
ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными
эмоциями.
Параллельно с трудовым воспитанием
необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его
результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные.
Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых
обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности,
ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки
ребенка к школе.
Как было сказано выше, родители должны
прививать ребёнку уважение к труду. Необходимо помнить родителям и о важности
ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую
пользу приносят людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа –
педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам,
уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной
информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих
родителей.
Давайте подумаем, как же ребёнку
рассказать о профессии (родители вместе с воспитателем составляют план- схему
рассказа) .
План схема:
- Кто это (название профессии)
- Где работает
- Что делает
- Инструмент (как или чем делает, что использует)
- Чем нравится (отношение к делу)
- Зачем (какое значение имеет результат труда)
Обучение труду должно происходить не
только в семье, но и в детском саду. И сейчас я кратко представлю вам нашу
трудовую деятельность по каждому виду.
Рассматривая особенности организации
трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:
- самообслуживание (труд, направленный на
удовлетворение повседневных личных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой
комнаты, участка);
- труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на
огороде, в саду);
- ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве
группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных
пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).
Предусматриваются три формы организации
трудовой деятельности детей:
1. Поручения (индивидуальные и
совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.
2. Дежурства (индивидуальны и совместные):
по столовой, по занятиям, уголку природы.
3. Коллективный труд.
Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро
одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь,
сушить при необходимости мокрые вещи.
Убирать со стола посуду. Умеет правильно
пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания
взрослого.
Умеет замечать и устранять непорядок в
своем внешнем виде, прическе.
Умеет самостоятельно и своевременно
готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее
место.
Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на
участке. В группе умеет протирать пыль , мыть игрушки, строительный материал,
столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно
умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от
мусора, зимой — от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять
постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Труд в природе. Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные
растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны
и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода,
сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок,
пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Летом привлекаются к участию в рыхлении
почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной,
квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют
создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике
оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры
людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и
других материалов.
2 "Трудовое
воспитание ребенка в ДОУ и семье"
Задачи трудового воспитания,
осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка
происходит по программе, «От рождения до школы».
Задачи трудового воспитания следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых..
2. Воспитание желания и умения трудиться.
3. Формирование старательности, добросовестности, привычки
доводить дело до конца.
4. Обучение организации труда: с чего начать работу и
чем закончить.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в
семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье,
положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей,
вовлечение его в совместный труд. Необходимо показать трудовые действия,
объяснить способ их выполнения. Особое внимание требует оценка труда ребёнка.
Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу.
Важная задача — приобщать детей к
посильной для них трудовой деятельности.
Важно приучать их с раннего возраста
выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.
Систематическое включение трудовой
деятельности ребенка в процесс его воспитания повышает уровень подготовки к
школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Непосредственное общение с живой
природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Уже в
группах раннего возраста создаются уголки природы, в которых ребята, наблюдая
за растениями, помогают за ними ухаживать, поливают растения, выполняют другие
поручения воспитателя.
Трудовую деятельность дошкольника
необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой.
Для трехлетнего ребенка застегнуть
пуговицу – это уже работа.
Ребенок помогает наводить порядок,
убирает свои игрушки, одежду, в детском саду дошкольники трудятся коллективно,
что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг
другу.
Родителям дошкольников необходимо
интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении,
продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше
обязанностей на них должно возлагаться, тем менее труд должен связываться
с игрой.
Дети, не привыкшие к труду, не знают,
чем заняться. Отсюда склонность к праздности и леность.
Всякий труд требует от ребенка некоторых
усилий, преодоления трудностей, эти усилия должны быть посильными, не вызывать
переутомления,
Трудовые обязанности по самообслуживанию,
уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться
в режим дня. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и
физических сил детей.
Труд создает благоприятные условия для
физического развития детей, способствует развитию движений, укреплению нервной
системы ребенка.
Трудовая деятельность должна быть
регулярной.
Продолжительность труда зависит от его
характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней —
от 10 до 15 мин в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин
Орудия труда должны быть абсолютно
безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, инвентарь был не игрушечный,
а настоящий.
Дежурства являются одной из наиболее
распространенных форм организации труда детей в детском саду.
Вывод
Таким образом, из всего, вышесказанного,
можно сделать вывод :
трудовая деятельность является одним из
важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой
процесс, ребенок коренным образом
меняет все представление о себе и об
окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется под
влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет
авторитет ребенка в жизни.
Главная развивающая функция труда – это
переход от самооценки к
самопознанию. Кроме этого в процессе труда
развиваются способности, умение
и навыки. В трудовой деятельности
формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективного труда ребенок
получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию
ребенка в обществе.
Анкета для родителей
«Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей?»
1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?
3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих
обязанностей?
5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка
Анкета для дошкольников
- Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье?
Какая?
- Охотно ли ты ее выполняешь?
- Наказывают ли тебя родители, если ты не
выполняешь свои обязанности?
- Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе
со своими родителями?
- Нравится ли тебе работать вместе с родителями?
Почему?
- Профессию кого из своих родителей ты бы хотел
освоить в будущем?
Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье»
1. Любит ли ваш ребёнок трудиться?
А) да В) нет
Б) не всегда Г) затрудняюсь ответить
2. Что он(а) любит делать по дому?______________________________________________________
3. Ваш ребёнок выполняет работу по дому:
А) самостоятельно
Б) только с вашей помощью
4. Как долго может трудиться ваш ребёнок?
А) несколько минут В) до 1 часа
Б) до получаса Г) Более 1 часа
5. Работа им выполняется:
А)
увлечённо
Б)
не всегда увлечённо
В)
неохотно («из-под палки»)
6.
Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
А)
да, постоянно;
Б)
контролирую, но не всегда;
В)
нет, не контролирую ( не получается из-за занятости, не считаю нужным ).
7.
Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную работу?
А)
да, постоянно;
Б)
да, но не всегда;
В)
нет, не поощряю.
8.
Если поощряете, то поделитесь, как?
А)
материально (деньгами) В) словесная благодарность
Б)
подарки, игрушки Г) покупаете сладости
Д)
другое, что именно, напишите ________________________________________________________
9.
Наказываете ли вы своего ребёнка за плохо выполненную работу?
А)
да, постоянно;
Б)
да, но не всегда;
В)
нет, не наказываю.
10.
Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни детского сада?
А)
Да, это необходимо
Б) Затрудняюсь
ответить
В)
Считаю это не нужным, т.к дети итак перегружены.
Советы родителям
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного
выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните
поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к
результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих
друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка