07.04.2024
тему: «Поговорим о сенсорном воспитании»
Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно
влияет на развитие детей раннего возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми
органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает
чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь
предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило
полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с
вами сегодня поговорим.
Чтобы детство наших детей было счастливым,
основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у
ребёнка есть потребность в игре. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма
даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо
удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его
жизнь - это игра» А.С.Макаренко. Маленькие дети – очаровательные, азартные и
счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими
открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех.
Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому,
что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо
находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с
ним и чему-то научить. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и
поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые они играют в детском
саду, и в которые я советую играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем
обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в
памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Психологи
доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент
умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском
саду, в школе и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм,
красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов
домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного
воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит
стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается
поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное
воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной
культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят
свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором -
третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как
особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют
сенсорные эталоны Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»? Сенсорные эталоны -
это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических
фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с
вариантами геометрических фигур и соотношениями по величине, возникающими между
элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с
формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов:
их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному
осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система
дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для
малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих
этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит
систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их
в разнообразных ситуациях, повседневной жизни. При проведении дидактических игр
воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой
инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому
не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного
употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял
задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит
накопление представлений о свойствах предметов.
Игра: «Построим башню».
Цель: учить различать цвета по
принципу «такой - не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите
малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик
и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же
кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании
башни и сравнить их («такой» - «не такой»). Если кубик такой, поставьте его
сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры
назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
(демонстрация игры с 1 родителем). В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно
построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке
кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все
родители).
Игра
с водой: «Смешиваем краски»
В стакан с водой с помощью кисточки добавьте
красную краску (лучше акварельную), а затем жёлтую. Понаблюдайте, какой цвет
получился? Добавьте ещё один цвет, например, синий и т.д. Когда вода станет
совсем мутной, можно поиграть в следующую игру. Пока ребенок не видит, вы
должны положить в стакан какой-то предмет (камень, колечко, маленькую
металлическую машинку и т.п.), а малыш, рассматривая неясный силуэт, должен
угадать, что в банке (демонстрация игры с родителем).
Игра: «Цветные мячики» (с
родителями)
Цель: продолжать закреплять
умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический
материал: разноцветные мячики, корзины.
Методические
приемы: первые две пары педагог группирует сам, раскладывая мячи
одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую
корзину, затем привлекает к группировке детей.
Игра: «Волшебный мешочек» Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек
с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в
руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник,
красный»).
Игра: «Прятки». Те фигуры,
которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит
к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их
расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур.
После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».
Игра: «Ленточки для кукол»
Цель: учить фиксировать
внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления
тождества и различия цвета. Дидактический материал: коробка с лентами
различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические
приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант,
маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем
большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький
красный бантик. Затем обучающиеся подбирают самостоятельно.
Дети очень любят игры с крупами, это не только
приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить.
Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими
частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому
можно использовать фасоль и более крупные крупы. На крупе можно рисовать,
искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее из одной емкости в другую
щепотками или кулачками и т.д.
Так же можно использовать следующие упражнения: «Накормим птичку» -
дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют,
например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох
или фасоль в сосуд с узким горлышком.
Это лишь малая часть того, чем вы можете занять ваш
досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте
постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления
природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации,
не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем
легче и быстрее оно будет проходить.
Игра: «Песочница» (с родителями) Предлагаю вашему вниманию игру
«Песочница». У вас на столах вы видите плоское блюдо, на котором тонким слоем
лежит мелкая крупа (манная крупа). А теперь давайте порисуем пальцами по крупе.
Проведите пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. А сейчас
нарисуйте несколько линий. Затем попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы
(забор, дождик, волны, геометрические фигуры. Такое рисование способствует
развитию не только мелкой моторики рук, тактильных ощущений, но и массажирует
пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развивает воображение, фантазию.
Теперь пришло время отмывать руки (родители моют
руки, вытирают; звучит мелодия).
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное
развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная,
но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен
развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и
физическом отношениях.
Хочется всем пожелать, чтобы ваши детки полюбили
детский сад и приходили сюда с интересом, а уходили с неохотой. А ещё хочется
предложить вам дома со своими детьми активнее заниматься развитием сенсорного
восприятия с использованием дидактических игр и игрушек. Благодарю вас за активное
участие в нашей сегодняшней встрече! Всем большое спасибо! Буду очень рада вас
видеть снова!
Памятка для родителей
«Сенсорные игры для малышей двух - трёх лет»
1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка —
прекрасный тренажер,
помогающий
усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как
она
собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в
зависимости
от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее
действие
самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш
2. Разложи кубики. Предложите ребенку
выбрать из большого количества
кубиков
одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.
3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки
разных цветов. Попросите
пройтись
по квартире и найти предметы такого же цвета.
4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие
кусочки фруктов и овощей. Малыш
должен
с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.
5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные
фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача
ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.
6. Чья рука? Игра довольно
сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть
ребенок
потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит
задание
с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему
прикоснулась.
7. Вспомни-ка. Проведите по ручке
малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его
закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.
8. Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте
крохе разные гримасы:
оскаленные
зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.