07.04.2024
Доклад на
тему: «Играя, развиваем речь»
Цель:
- Создание условий для
речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение
педагогической культуры родителей.
Каждый из нас ЛЮБИТ и
ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической
реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших
словах, обращенных к ребенку. Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую
игрушку (мяч, мягкая игрушка), ваша задача: вспомнить несколько качеств своего
ребенка, названия которых начинаются с той самой буквы, что и имя ребенка
(например, Сережа — скромный, самостоятельный; Миша — молчаливый, мечтатель и
т. д.)
Речь -
могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи,
как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по
развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей
жизни.
Свободная, ясная,
логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой
мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет
число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других
её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Проблема развития
речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в
сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и
приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего
необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Как делать
самомассаж. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
2. Игротренинг с
родителями.
Воспитатель: Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и
детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру
«Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу клубочек. Когда вы возьмете
его в руки, нужно будет ниточку намотать на пальчик , представиться: назвать
свое имя и отчество и, передавая дальше клубочек соседу, сказать
ему комплимент.
Логопед проводит
игру «Комплимент».
Цель игры:
установить контакт между родителями, сформировать у них положительный
настрой.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное,
хорошо знаете известное высказывание В. А
Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к
выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены
рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи
утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Пальчиковые игры (показ слайда)
Пальчиковые игры — это один из видов
развития мелкой моторики. Между рукой человека и речевым центром мозга
установлена тесная взаимосвязь.
Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления,
внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается
более выразительной. Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие
упражнения будут эффективны.
Я хочу вас познакомить
с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы
можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с
использованием стихов.
Давайте все вместе
потренируемся.
Две сороконожки бежали
по дорожке.
Бежали, бежали, друг
друга повстречали.
Друг друга повстречали,
крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что
их с трудом разняли.
Пальчиковые
игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией
детей.
Пальчиковая игра «Гроза»
(показ видеоматериала: совместная игра с детьми).
Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа
звучания.
Взрослый читает слова игры, а ребёнок
выполняет движения соответственно тексту.
Закапали капли (стучат по столу
двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя
пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко
стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками
пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками
по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами
молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в
ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать
обеими руками большой круг).
Можно использовать
пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками, игра
называется «Проглот».
Возьмите платочек за
уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При
этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно
усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но
затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов
для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди,
каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов,
спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда
ребенку будет интересно.
Например, можно играть
в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать
какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности,
поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в
«строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без
серы.
Можно поиграть в
«швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки,
можно выложить картинку по образцу.
Можно придумывать свои
игры - здесь большой простор для фантазии.
(Показ слайда) -
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это
гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо
тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные
конкретные движения, которые называют звукопроизношение.
Губы и язык должны быть гибкими и
сильными. Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок
должен видеть, как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы
довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться.
Важно выполнять упражнения правильно,
внимательно следить за положением языка. Упражняться нужно каждый день по 5-7
минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.
Для развития речи
ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев,
массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей,
пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки,
связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Я вас познакомлю с
фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение
этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и
мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.
Если солнце
пригревает, Пальцами
обеих рук поглаживают лоб
В небе ласточка
летает,
от середины к верхней части ушей.
Стало сухо и
тепло,
Поглаживают щеки от середины к
Значит лето к нам
пришло.
мочкам ушей.
Если дождь стучит по
крыше, Постукивают
кончиками пальцев от
То сильней, то тише,
тише,
середины лба к верхней части ушей.
Землю всю листва
укрыла,
Постукивают кончиками пальцев от
Значит осень
наступила.
середины подбородка к мочкам ушей.
Самомассаж можно
выполнять 1-2 раза в течение дня.
Также можно использовать
различного вида массажеры.
Особенно эффективны для
развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют
разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка.
Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим
некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи
наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок
, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый,
теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно
начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
Игра «Назови одним
словом». Я называю несколько слов и бросаю
мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна
- деревья).
Игра «Подбери много
слов». Я называю глагол, а вы должны
подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук,
пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше
определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно
играть с детьми дома, в транспорте,
по дороге в детский сад
и т. д.
Игры на звукоподражание, развитие
фонематического слуха
Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.
Игры на развитие слуха:
«Ушки — слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое
внимание.
Показываем деревянные, металлические
ложки, хрустальные рюмки. Ребёнок называет эти предметы. Взрослый предлагает
послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание
этих предметов по очереди. Ребёнок узнаёт звуки и называют предметы их
издающие.
«Кто сказал: «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками
голосов домашних животных. Ребёнок должен услышать и назвать, кому из домашних
животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится
аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
«Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Взрослый включает аудиозапись со звуками
улицы. Ребёнок слушает звуки и называет транспорт, остановившийся у светофора
(легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с
закрытыми глазами.
Ребёнок стоит с закрытыми глазами.
Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребёнок,
не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.
"Если звук угадал, верно слово ты
назвал"
Цель: показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл
слова.
Выполнение: Предложите ребенку правильно
повторять за взрослым два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков
С и Ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов
раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое мишка и что
такое миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка - каска, мишка
- миска, крыша - крыса и др.
"На картинку
посмотри, ее верно назови"
Цель: научить ребенка не смешивать звуки,
когда они встречаются в одном и том же слове. Выполнение: подберите картинки, в
названии которых одновременно встречаются звуки (например) С и Ш попросите
ребёнка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, машинист,
стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку
повторить эти слова за взрослыми.
"Кто лучше
придумает"
Цель: научить
ребенка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах.
Выполнение: по картинкам, подобранным для
предыдущего упражнения, ребенок должен составить предложения и правильно
произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет
с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее.
Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребенок, например со
словом "шоссе" можно составить такую фразу: "Саша шла по
тропинке вдоль шоссе".
Показ слайда.
"Выучите с ребенком стихотворение"
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша: - Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!
Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше:
- Не хочу я просто каши
Так - без простокваши!
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей,
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела - встала, "Спасибо"
сказала.
Речевое подражание или
звукоподражание — это воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов, фраз.
Игры на подражание голосам животных и птиц
Для игры используйте фигурки или картинки
животных. Мам и их детенышей. Ведь мама- лягушка кричит КВА, а лягушонок - ква.
Вспомните сказку про трех медведей, папа медведь рычит громко, мама-медведица
по тише, а медвежонок пищит.
Стихи для развития речи —
скороговорки и пополнение словарного запаса.
Скороговорки — это короткие рифмованные
фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и
грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают
дикцию, а также развивают речевой слух. Чтобы ребенок мог разговаривать
грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный
запас.
Словарный запас вашего ребенка состоит из:
·
пассивного словаря (те слова, которые
ребенок понимает)
·
активного словаря (те слова, которые
ребенок говорит)
Первоначально активный словарный запас у
ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном
словаре ребенок перенесет в активный.
Чем больше пассивный словарь, тем лучше.
Для увеличения словарного запаса
разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.
Учимся с детьми составлять рассказы с
помощью коллажа. (Показ слайда). Сейчас, мы тоже составим коллаж по теме
«Осень». И попробуем составить рассказ «Наступила осень».
Подведение итогов деятельности в подгруппах.
Все игровые приёмы
замечательно подходят для увеличения словарного запаса ребенка, развития
связной речи, логического мышления, внимания, памяти и воображения, развивают
коммуникативные навыки.
Особое внимание я хочу
обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего,
путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и
мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет
его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это
войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет -
разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников
формируется по подражанию!
Занимайтесь с ребенком только в хорошем
настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте
преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам
стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!
3. Заключительная
часть.
Воспитатель: В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая
нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его
будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры
вы хотите поиграть с ребенком. ( Участники передают клубок ниток по кругу. Все,
кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается
к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас
за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Для
того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно
эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки -
буклеты.