10.04.2024
тема:
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного
возраста»
«Финансовый ринг»
Цель: Повышение квалификации в вопросах
формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
1. Расширить знания
педагогов в области «экономического воспитания дошкольников: формирования
предпосылок финансовой грамотности»;
познакомить с методами и технологиями экономического воспитания;
совершенствовать
способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания
и умения.
2. Повышение уровня
взаимодействия педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания
дошкольников.
Повестка дня.
1. Выполнение решений
предыдущего педсовета. –
2. Теоретическая часть «Актуальность включения основ экономического
воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования» -
старший воспитатель Щукина А.Н.
3. Презентация опыта работы (практическая часть) «Лепбук юных финансистов» -
- «Финансовый ринг» - старший воспитатель Педагогическая
разминка «Мозговой штурм»;
- Практическая часть.
- «Правильный ответ» -
(педагогическая ситуация);
- «Экономическая
сказка»- (дидактическая игра);
- «Сюжетно-ролевая игра»
- (видеоролик);
- «Рекламное агентство»
- (создание рекламы);
- «Ребусы - примеры
народной мудрости: пословиц, поговорок о деньгах»;
- Решение кроссвордов на
тему «Термины финансовой грамотности»;
- «Семейный бюджет» -
(дидактическая игра);
4. Заключительное слово заведующего МАДОУ
5. Проект решение педсовета
«Финансовый ринг».
Эта тема выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой
грамотности в Российской федерации на 2017-2023г. г., утверждённая
распоряжением правительства Российской федерации, содержит определение
финансовой грамотности, в том числе и дошкольников.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования
общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника
характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях,
без которых невозможно формирование финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой
грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости,
формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь
ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные,
взвешенные решения.
Приобщение детей к экономике – это эффективный
путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к
формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Основной вид деятельности у дошкольников
это – игра. Сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя
игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я
вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с
родителями.
И так,
начнём.
На столах находятся конверты с
заданиями. После каждого выполненного задания педагоги совместно делают выводы.
Разминка
Работа предстоит сложная, но интересная
и без разминки нам не обойтись.
- Назовите
профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)
Второе задание нашей разминки
«Анаграммы» - составьте правильные слова из
представленных на экране:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)
Вывод по
разминке: Эту разминку вы можете
использовать в образовательной деятельности с детьми, в свободное время,
на прогулке. Если разминка построена только на профессиях, то
вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С
использованием картинок детям легче запомнить и усвоить образы профессий.
ЗАДАНИЕ №1
Сейчас мы перейдем к основной части, где
я познакомлю вас с игровыми технологиями, позволяющими расширить понятие
финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в
организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.
Откройте задание под номером №1.
Задание называется «Правильный ответ». На каждом столе задание разное. Выберите правильный вариант ответа и
обоснуйте его.
1-ая ситуация
Если родители вовремя не объяснят ребенку
что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
1. У него сложится об этой теме
собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить
к иному отношению к семейным финансам.
2. Это может стать причиной обид,
капризности, недоверия к родителям.
3. Это повлияет на формирующееся
миропонимание и восприятие окружающей действительности.
2-ая ситуация
Так часто происходит в семьях, где
родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и
откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего
слезами и истериками. Родители должны…
1. Говорить ребенку твёрдое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
2. Удовлетворить просьбу и требование
ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
3. Предложите ему что-либо взамен,
поддержите ласковым словом, телесным контактом.
3-тья
ситуация
Если на каждую просьбу что-то купить
ребенок реагирует раздраженно то …
1. Нужно, объяснить ребёнку,
что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком
дорога для вас
2. Согласится и купить эту вещь.
3. Попробовать помочь ребенку найти
другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год;
4-ая ситуация
Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию
семейного бюджета?
1. Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить
родительские деньги.
2.
Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
3.
Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
5-ая ситуация
Мама с
дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой
понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей.
Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу,
даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные.
Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10
копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
6 –ая ситуация
Ребенку
на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили
купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не
верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем
игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст,
в котором можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не
выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на
покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы,
научить, как правильно выходить из данной ситуации.
ЗАДАНИЕ №2
Процесс познания экономики не прост, но
с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об
обмене, правильной покупке, профессии и т.д.
Возьмите задание под №2, разложите на
столе картинки с изображением иллюстраций из детских книг.
Я буду задавать вопросы, а вы должны
найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать
краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его
друзьям? (Три
поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника,
пекаря? ( «Колосок»)
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить
за доброту? ( «Кот
в сапогах»)
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? ( «Как старик корову продавал»)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов
купился на лесть? ( «Колобок»)
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в
совместном существовании? ( «Теремок»)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли
получить доход? ( «Вершки
корешки»)
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить
доход? ( «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка».)
10. Вкакой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и
своей глупости? ( «Приключения
Буратино»)
Вывод: Знакомя детей с художественной литературой, формируем у детей
представление о финансовой грамотности.
ЗАДАНИЕ №3
Какие, сюжетно- ролевые игры, могут
способствовать развитию финансовой грамотности у детей?
(магазин,
заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)
1. Назовите два
финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Театр», «Заправка»,
«Аптека»?
Ответы: (это покупка и продажа).
2. С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
3. В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? ( «Ярмарка», «Рынок»).
Предлагаю
посмотреть видеоролик по финансовой грамотности в нашем ДОУ.
Вывод: через игру мы формируем представление детей о финансовой грамотности,
начиная уже с младшего дошкольного возраста.
ЗАДАНИЕ №4
«Рекламный агент».
Чтобы
получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет
свой товар продать,
Тот с нею
должен подружиться
И будет так
товар хвалить,
Что долго он
не залежится.
Вы,
догадались, что речь идет о рекламе.
1. Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый
лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)
2. Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Сейчас вам предстоит возможность
попробовать себя в роли рекламного агента.
Вам необходимо открыть задание под №4 и
увидеть товар, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу
и презентовать её.
Обратите внимание, у вас на столах лежит
чистый лист, карандаши, клей картинка к рекламе данного продута. Вам дается 5
минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту и
презентовать ее.
Вывод:
Использование
игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и
отобразить ее наглядно.
ЗАДАНИЕ №5
Уважаемые коллеги! Следующее наше
задание под №5 «Угадай
пословицу или поговорку». На экране
будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по
картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры
не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на
ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят
счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование
пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
ЗАДАНИЕ №6
Следующее задание — это «Экономический кроссворд». Вам дается 5 мин на его заполнение.
Вывод: Используя кроссворды в работе с детьми
по финансовой грамотности, мы развиваем мышление, память. Использовать их можно
во всех видах деятельности.
ЗАДАНИЕ №7
Как дети
могут научиться обращению с деньгами?
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в
семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку
заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на
месяц.
2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного
обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками.
Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль;
внимательность; навыки счета.
3. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться
деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них
вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают
неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с
детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового
воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у
ребёнка отношения к деньгам.
Предлагаю Вам
дидактическую игру «Семейный
бюджет». Откройте конверт под №7. Выбирайте семью и поговорим, что же такое семейный бюджет, как об этом
поговорить с детьми.
1. Из чего состоит семейный бюджет?
2. Как вы думаете, у кого семейный бюджет должен быть больше у семьи, где 4
детей или у семьи с 1 ребенком? Почему?
Вывод: Используя игры по финансовой грамотности для дошкольников
помогут сделать экономику понятной. И войти в сложный мир предметов, вещей и
человеческих отношений опираясь на
свой "жизненный опыт". Все
дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание,
что позволяет, интегрировано решать задачи по формированию у дошкольников основ экономических знаний.
ИТОГ:
Уважаемые коллеги, наш «Финансовый ринг» подошел к завершению.
Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети
и деньги». И мы, несомненно, продолжим работу в этом направлении.
Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители и мы педагоги –
это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть
их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен
научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной
трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший
опыт дети могут получить только на примере взрослых.
А сейчас откройте последний конверт под № 8. Это я думаю, поднимет
настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не
важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба.
Надеемся, что наш «финансовый ринг» оказался полезным, если так, напишите,
пожалуйста, на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения
работы.
Спасибо за
активное участие.
Проект
решения педсовета.
1. Знакомство
дошкольников с основами экономики через совместную деятельность – в течение
учебного года.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, как
педагогическое условие экономического воспитания дошкольников в течение
учебного года.
3. Организация
образовательной деятельности в старших и подготовительных к школе группах в
течение учебного года..
4. Изготовление игр и
пособий по экономическому воспитанию – до мая 2021г.
5. Разработка проекта
«Финансовая грамотность» и публикация результатов проекта – в течение учебного
года.
6. Применение в практике педагогической
деятельности.