23.02.2023
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание
дошкольников»
Патриотическое
воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогическим
сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов.
Человек
как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к
таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте
закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к
духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как
основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления
человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который
сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях
находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его
воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего
гражданина.
Личность
старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений:
определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество
определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Патриотическое
воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с
воспитанием духовно-нравственным. Приоритетная необходимость воспитания
патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020
года.
Обозначенные
в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь
с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы,
предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть
социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и
творчества детей младшего возраста.
Условия
формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте ФГОС ДО определяет:
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом
создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном
ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося
гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности,
которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на
гармоничное развитие способностей умственных и физических.
Маленькие
дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это
благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются
эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем
его. Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу
реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы,
которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки
торжественного марша во время парада в День Победы.
Многие
впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе
прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт.
Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям,
родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы
патриотические чувства.
Важным
моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит
яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому
необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей
собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих
возрасту. Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне,
если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события
через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от
врага.
Тема
«Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя
Родина». Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со
своими собственными государственными символами и праздниками, национальными
традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто
родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.
Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь,
многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная
задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного
гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его,
если придётся, даже ценой своей жизни. «Моя Родина» - эти слова должны стать
для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой
детский сад».
Современная
система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач
выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические
условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме: эвристическая
среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для
проявления творческой инициативы и самостоятельности; прочный контакт
воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия,
привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе;
подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное
совершенствование профессионального уровня.
Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим
коллективом детского сада по формированию у юного гражданина: любви к семье,
дому, детскому саду, городу, области, стране в целом; бережного отношения к
истории; понимания культурных традиций; гордости за спортивные и культурные
успехи представителей своего народа; уважения к национальным особенностям
своего народа; толерантного отношения к другим людям; нетерпимости к
проявлениям социальных пороков. Многогранные качества настоящего патриота
формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно,
непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.
Патриотизм
включает в себя:
-содержательный
компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его
окружает, в объёме, доступном его возрасту;
-эмоционально-побудительный:
ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым
знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает
потребность в социально значимой деятельности;
-деятельный
компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.
То,
насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников,
зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов
воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно,
возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:
-до
четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные
представления, усваивает нормы общения людей;
-в пять
лет общественная направленность деятельности становится доминирующей; в шесть
лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт
осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.
Патриотическое
воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в
этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную
работу в данном направлении. В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются
возможности умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об
общественных явлениях. Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы
новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и
сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные
явления. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине:
стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для
других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть
ответственным за свои поступки. Появление мотивов социальной направленности
деятельности – это основа формирования нравственно-патриотических качеств
маленького гражданина.
Программа
патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной
организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому
воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире,
который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне. Все
мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского
образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и
распространённые: ознакомление детей с государственными символами Российской
Федерации: гербом, флагом, гимном; проектная деятельность в рамках празднования
Великой Победы; подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов,
детей войны, тружеников тыла; конкурсы стихов о Победе; акции «Письмо солдату»
и «Письмо ветерану»; тематические встречи в городских библиотеках; оформление
стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев; тематические занятия
«Города-герои», «Дети войны»; беседы о природе родного края, родном городе,
области, России; тематические игры. Патриотические чувства у дошкольников – это
результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного
примера.