22.12.2022
Тема:
«Информационная безопасность детей дошкольного возраста»
Информационная безопасность дошкольников
рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует
риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому,
психическому, духовному, нравственному развитию». Проблема обеспечения
информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества,
обозначаемом понятием «информационное общество». Для такого общества характерно
наличие единого мирового информационного пространства. Важную роль в нем играют
коммуникативные технологии, взаимодействие людей в информационной среде,
являющейся неотъемлемой частью социальной среды. Подчеркивая существенные
отличия процессов социализации детей в информационном обществе, ученые
использует понятие «цифровое поколение».
За последнее десятилетие в системе образования нашей
страны произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного
воздействия информации на развитие детей. Вместе с этим фиксируется
запаздывание адаптации общества к требованиям информационной среды. Среди
источников опасности рассматриваются средства масс-медиа, прежде всего
интернет. Распространено мнение, что проблемы защиты детей дошкольного возраста
могут быть решены средствами контроля и ограничения доступа к массовой
информации. Узость данного подхода становится очевидной при рассмотрении
компонентов, образующих информационную среду как часть образовательной среды
дошкольных образовательных организаций (ДОО). На основе Федерального закона «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются
следующие компоненты:
- продукция средств массовой информации;
- печатная продукция;
- аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;
- зрелищные мероприятия.
Также необходимо рассматривать информацию, получаемую
детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Система мер,
направленных на обеспечение информационной безопасности детей в ДОО,
предполагает выявление угроз, связанных с компонентами информационной среды,
специфики ее воздействия на дошкольников; определение направлений и путей
повышения компетентности педагогов в данных вопросах.
Угрозы, связанные с
влиянием информации на развитие дошкольников
Как и почему информация может негативно влиять на
процессы развития и социализации детей дошкольного возраста? Прежде всего
необходимо отметить, что принципиальная возможность развития ребенка «в
здоровом направлении» тесно связана с удовлетворением одной из базовых
потребностей – потребности в безопасности. В случае неудовлетворения
потребности ребенка в безопасности (в стабильности, защите, свободе от страха,
тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях и др.) она
(неудовлетворенность) становится доминирующей, узурпирует «право на организацию
поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на
достижение безопасности». Депривация (от лат. deprivatio – потеря, лишение;
психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение
своих потребностей) тормозит или деформирует развитие. К потере ощущения
безопасности может привести столкновение ребенка с информацией, которая
вызывает у него страх, тревогу, негативные эмоции и переживания. Потеря
дошкольниками чувства безопасности нередко становится следствием использования
непродуктивных методов обучения в общественном и семейном воспитании. Широко
распространенные методы ознакомления детей с различными категориями опасностей
формируют у них недоверие к людям, вызывают состояние тревожности,
неуверенности в себе, стремление избегать знакомства с чем-то новым. Как
отмечалось выше, угрозой для развития может стать не только характер, но и
способ восприятия информации. При просмотре мультфильмов, некоторых
телепрограмм, в рамках традиционных способов проведения занятий в ДОО ребенку
отводится роль пассивного получателя информации. При таком подходе не
происходит формирования индивида как субъекта детских видов деятельности, не
развивается познавательный интерес, воображение, подавляется воля. Информация
воспринимается не как средство удовлетворения любознательности, решения
практических или познавательных задач, а как источник впечатлений, эмоций, как
развлечение. Это приводит к определенной зависимости, без телевизора или
компьютера жизнь кажется детям безынтересной.
Ключом к пониманию роли информационной среды являются
сложившиеся в науке представления о механизмах социализации – идентификации,
обособлении, подражании, рефлексии, интериоризации.
Идентификация –
один из путей развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы
ребенка Суть идентификации состоит в отождествлении ребенком себя с носителями
ценностей культуры (мать, сверстники, педагог, близкие и др.). В современных
условиях дети нередко идентифицируют себя с героями мультфильмов, кинофильмов,
компьютерных игр. Среди них немало ярких персонажей, которые передают ребенку
ценностные, поведенческие установки, модели деятельности. В силу высокой
восприимчивости к зрительным образам, отсутствия жизненного опыта и
критического отношения к действительности, благодаря целенаправленному
воздействию дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель
поведения. Эффект усиливается тем, что данные модели демонстрируют
положительные герои, их действия вызывают у других персонажей радость, смех,
удовольствие. Без опровержения подобного образа действий значимыми для ребенка
людьми он может быть усвоен как эталон, пример для подражания. Негативные
последствия имеет свойственное для современных произведений экранного искусства
жесткое разделение персонажей на «плохих» и «хороших». Дети легко переносят
освоенный подход к оценке героев мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр в
жизнь, применяют заведомо надуманные критерии. При этом у дошкольников не
формируется представлений о различии в оценке поступков, мотивов и личности
человека.
Еще один механизм социализации – интериоризация. Это процесс преобразования внешне заданных норм,
ценностей, действий во внутренние психические и личностные образования –
убеждения, установки, мотивы. Интериоризация осуществляется в ходе общения и
совместной деятельности с другими детьми и со взрослыми. Характерной
особенностью современности становится значительное увеличение доли информации,
получаемой с раннего детства не из личного общения, а из средств массовой
информации. Информационная среда, становясь для ребенка «второй реальностью»,
выступает важным средством формирования установок, приобщения к ценностям. Ее
базовые особенности: способность к созданию виртуальных миров, которые
подменяют реальность, манипулирование сознанием и поведением людей, подмена
целей, ценностей, своего образа жизни внешне навязанными стандартами, искажение
информации – не обеспечивают формирования адекватной
информационно-ориентировочной основы социального поведения детей.
Риски социализации.
На каждом возрастном этапе могут быть выделены
основные риски социализации. Так, дети до пяти лет не воспринимают информацию
критически, не различают виртуальную и объективную реальность, воображаемое и
настоящее. К семи годам особенно важно, чтобы ориентация в ценностных
пристрастиях формировалась в соответствии с тем, что культивируется обществом
как позитивный способ жизни, ведущий к психологической гармонии и жизненному
комфорту. Результатами нарушения закономерностей позитивной социализации могут
стать социальная и личностная дезадаптация, нарушение самооценки,
несформированность адекватных представлений об окружающем мире и своем месте в
нем, расхождение между картинами мира, существующими у старших поколений и
дошкольников, выбор неадекватных целей и способов поведения, потеря
субъектности и личностной определенности.
Поиск эффективных
подходов к обеспечению информационной безопасности детей дошкольного возраста
Выделяют четыре основных подхода к обеспечению
безопасности человека: ограждающий (устранение опасностей или
перемещение человека в безопасную среду); обучающий (формирование
навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей,
способам поведения в опасных ситуациях); образовательный (личностное
образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения
безопасности); личностно-развивающий (формирование личностной
зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и
качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности
превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество
опасностей).
Такие возрастные особенности детей, как неспособность
критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и
умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют
превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает
не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и
психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному
развитию детей, но и создание условий для доступа их к информации,
способствующей надлежащему развитию и воспитанию.
Роль взрослых в
обеспечении информационной безопасности детей
На современном этапе достаточно развиты технические и
программные средства ограждения детей от приносящей вред информации,
позволяющие обеспечивать их защищенность при использовании электронных
образовательных ресурсов. Но для решения задач создания чистой информационной
образовательной среды в ДОО этого недостаточно. Актуальным является повышение
уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности
в области обеспечения информационной безопасности дошкольников. Эта работа
предполагает ознакомление педагогов и родителей с:
- нормативными
документами, регулирующими отношения, связанные с защитой детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- типовыми
информационными угрозами;
- новейшими
техническими и программными средствами защиты детей от негативной
информации;
- критериями и
способами осуществления экспертизы информационной продукции для детей.
Проведенные в последнее время исследования показывают,
что педагоги и родители дошкольников часто недооценивают угрозы, связанные с
информацией. Анализ содержания конспектов мероприятий на многочисленных сайтах,
позиционируемых как методические копилки, показывает наличие противоречивой
информации, не соответствующей научным фактам. Нарушения требований к
обеспечению информационной безопасности детей наблюдаются и при проведении
зрелищных мероприятий в ДОО. Как бы это ни казалось парадоксальным, лидирующие
позиции среди средств наглядности, нарушающих требования обеспечения
информационной безопасности детей, традиционно занимают материалы (плакаты,
дидактические пособия) по безопасности. Если абстрагироваться от текста,
сопровождающего рисунки, посмотреть на предлагаемые изображения глазами
ребенка, который не умеет читать, можно увидеть разнообразные модели опасного
поведения. Только в одном подобном пособии представлен десяток таких моделей:
дети, тянущие вилку электроприбора из розетки за шнур, самостоятельно тушащие
пожар, переходящие проезжую часть дороги без взрослых, берущие лекарства из
домашней аптечки и т.д. При подготовке к мероприятиям воспитатель должен уметь
выбирать информацию, печатную и аудиовизуальную продукцию, соответствующую
возрастным особенностям, интересам и потребностям детей. Ученые подчеркивают
важность информации, актуальной для когнитивного и морально-нравственного
развития дошкольников. Педагогу важно понимать, что информация, как любой
эмоционально значимый объект, не может быть нейтральной для психики ребенка.
Она либо разрушает ее, либо влияет благотворно, созидательно. В силу специфики
современных знаковых систем педагогам порой сложно оценить воздействие информации
на детей, поэтому необходимо быть внимательными относительно продукции,
вызывающей сомнения в соответствии с критериями, представленными в Федеральном
законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Предпосылки формирования
готовности у дошкольников обеспечивать собственную информационную безопасность.
Как отмечалось выше, у детей этого возраста невозможно сформировать
представления и навыки, необходимые для обеспечения собственной информационной
безопасности, соответствующие компетентности или готовность к распознаванию,
предвидению и уклонению от опасностей, связанных с информационным
пространством. Вместе с тем на этапе дошкольного детства закладываются основы
ценностно-смысловой сферы, общей и информационной культуры. Чтобы ребенок вырос
взыскательным читателем, зрителем, необходимо сформировать у него некий
«внутренний фильтр»: нравственный стержень, чувство прекрасного, эстетический
вкус, зрительскую культуру. Важно поддерживать познавательный интерес, стремление
общаться со сверстниками и взрослыми, знакомить со способами коммуникации.
Важнейшим условием становления социально активной, психически устойчивой и
психологически защищенной личности, способной противостоять негативным
воздействиям информации и не поддающейся манипулированию, является развитие
субъектности. Она определяется как самостоятельная активность, самодвижение,
осознанная саморегуляция, качественное своеобразие человека как
целеполагающего, свободного, ответственного и развивающегося существа. Чтобы
поддерживать процесс становления субъектности, педагогу необходимо научиться
создавать ситуации «востребованности личности, ее сил саморазвития»,
предполагающие субъект-субъектные отношения между участниками образовательной
деятельности. Доказано, что, если на этапе дошкольного детства ребенок не
становится субъектом управления своим поведением, он и в дальнейшем
демонстрирует личностную незрелость, низкую адаптивность, неспособность к
саморазвитию, подверженность негативным воздействиям. Опыт создания безопасной
информационной среды, обеспечивающей удовлетворение информационных потребностей
дошкольников, их защиту от негативного воздействия, позволит педагогам,
специалистам и руководителям ДОО включиться в решение актуальных задач
современного образования.