20.10.2020
Тема: «Тьютер и его значение в дошкольном образовании»
Цель деятельности тьютора в инклюзивном образовании заключается в успешном
включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации
этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для
нахождения в группе: особый режим, временная организация образовательной среды
в соответствии с реальными возможностями ребенка с ОВЗ. Включение в работу с
педагогическим коллективом, родителями, детьми с целью создания единой
психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Основные направления работы тьютора в
организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с
социумом группы.
3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов,
работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных
знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную
подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в
условиях инклюзивного образования.
4.Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс
обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный
процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей
и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием
эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики
ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным
образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК
для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает
об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного.
Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо
заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим
местом, местами общего пользования.
- Совместная
с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Установление
контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка
с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное
включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией
понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
- помещений ДОУ;
- режима дня;
- образовательных программ;
- методических пособий.
Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные
возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния
на его адаптацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить
направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие
тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к
максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.
- Составление
Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального
маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
- Собственно
тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах,
решение поставленных задач;
- Анализ
динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной
эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который
характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства
переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего
обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность
почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные
отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником,
выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием
ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает,
воодушевляет и т. п.) и физическим (при необходимости помогает сходить в
туалет);
Тьютор обсуждает
с воспитателем цели и задачи своей работы;
Тьютор следит
за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что
играют; объясняет детям, как общаться с их сверстниками;
если тема разговора
касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то
продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Тьютор наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты
подключает к общению подопечного.
Например, сосед по столу
просит у ребенка карандаш, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей:
«Дай, пожалуйста, карандаш» – «Спасибо…».
Помощь в усвоении
соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в
обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой
на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные
физические, психические особенности.
Если всё организовано правильно, то взаимодействие здоровых и «особых»
детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от
чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами.
Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно
строить свою жизнь среди людей.