20.01.2021
Цель: Повышение уровня
знаний педагогов по использованию здоровьесберегающих
упражнений, способствующих умственному и
физическому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с
эффективными и здоровьесберегающими упражнениями, способствующими умственному и
физическому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками
мастер-класса последовательность действий и приемов по применению данных
упражнений в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению
нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с
ребенком.
Ход
Доктор психологических наук, профессор
А.Л. Сиротюк, разработала современную методику развития детей. Ее методика
благотворно влияет на:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного
взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления.
По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая
и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в
себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные)
телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики
рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с
правилами.
Подробнее вы можете познакомиться с ними
в книге А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Сегодня я предлагаю вам выполнить
несколько простых, но действенных упражнений. Упражнения желательно
проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно
по памяти, постепенно от занятия к занятию, увеличивая время и сложность.
1. Пальчиковая
гимнастика
У каждой команды лист с текстом
пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать
гимнастику в соответствии с текстом.
1 команда
Сбил, сколотил –
Вот колесо.
Сел да поехал.
Ах, хорошо!
Оглянулся назад –
одни спицы лежат.
2 команда
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед.
2. «Путешествие по
телу»
А теперь я вам буду рассказывать стихотворение,
а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и
помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
3. Дыхательные
упражнения.
Я предлагаю один из комплексов
упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:
«Часики»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так»
(выдох)
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
(Встать прямо, ноги слегка
расставить,руки в стороны, вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая
произносить «ку-ка-ре-ку», повторить 5-6 раз.)
Где же мы можем использовать дыхательную
гимнастику?
Да, в различных режимных моментах: как
часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в
утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и
т. д.
Упражнения дыхательной гимнастики
проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется
делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при
кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках
сердца и при некоторых других заболеваниях!
4. Гимнастика для глаз.
Чтобы у наших детей было хорошее зрение,
мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для
глаз - упражнениям для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц
глаз.
Упражнения лучше проводить сидя, спина
прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают
только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Мы такие мастера,
без особого труда
Нарисуем пред собой
Кружок краскою любой.
А теперь на потолке.
Теперь справа на окне,
Теперь слева на стене.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
5. Упражнения на
релаксацию.
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц
плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Поверните голову влево, постарайтесь это
сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены!
Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное
положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А рас-слаб-ле-на»
Движения повторяются по 2 раза в каждую
сторону.
Теперь поднимите голову вверх.
Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея!
Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох —
пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
Сейчас медленно опустите голову вниз.
Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она
расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
6. Артикуляционные
упражнения
Руки и ноги не напряжённые,
расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ «Хоботок»
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место
возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали
мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки», когда
его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
Растяну я, как лягушка
Потяну – перестану, и нисколько не
устану!
Губы не напряжены и
рас-слаб-ле-ны….
«Орешек»
Представьте, что вы разгрызаете твёрдый
орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как
каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти
– легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их
разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
А теперь будем напрягать и расслаблять
мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) -
(кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение
неприятно). Слушайте и делайте, как я!
С языком случилось что-то: он толкает
зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он
зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Упражнение «Горка» (показ
картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем
несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)
Спинка языка у нас станет горочкой
сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не
люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
7. Мимическая
гимнастика
А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая
гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).
Изобразите мимику с картинки и передайте
соседу.
Передали свои маски и вновь стали самими
собою. Менялось ли ваше настроение?
8. Кинезиологические упражнения
Иначе называемые «гимнастикой мозга»,
эти упражнения помогут вам стать внимательными, активными, снять
напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!
Очень популярны упражнения Аллы
Леонидовны Сиротюк, такие как: "Колечко",
"Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т. д.
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре
положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется
сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой
возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно
отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до
наоборот».
3)«Лягушки» - Положить руки
на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка).
Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения
состоит в ускорении.
Две весёлые
лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
4)«Лезгинка» - левую руку в
кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой
прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После
этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок
сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
9. Упражнения на
релаксацию. Рефлексия.
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе
руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь
представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий
и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не
вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла
своего сердца.А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли
сегодня на практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то,
что получили нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в
ладоши и скажем СПАСИБО!
Приложение:
1.
Памятка «Подборка игр и упражнений для развития межполушарного
взаимодействия» (По А. Л. Сиротюк).
2.
Буклет «Гимнастика мозга».
Литература:
1.
Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера.-
2001. - 48с.
2.
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.: Современная методика развития детей от рождения
до 9 лет. - М.: ТЦ Сфера.- 2001. - 256с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2021
Дата обновления: 06.02.2021
Дата публикации: 20.01.2021