Использование фольклора в физическом воспитании дошкольников

20.01.2021

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

 

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения

определённых условий:

1) Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические

упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен

быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и

сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.

2) Для рациональной организации двигательной активности детей необходима

частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3) Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

4) Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного

материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения

посредством фольклорного материала.

5) Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в

сочетании с фольклорным материалом может достигать 80% .

 

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в

дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения

активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего

дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности.

Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение

«Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как

можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно

выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордой

осанкой).

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия

располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и

психологическими особенностями детского организма. Важно построить

физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и

выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются

двигательные задачи.

 

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы

фольклорных физических занятий:

1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов

устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении

физических упражнений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок

двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух

сказок, дополняя их потешками ил загадками.

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением»«вплетением»

элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного»

рассказа или сказки.

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных,

мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций.

Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека,

изображая животных и птиц.

4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных

плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и

народных мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных

игр.

6. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора.

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает

его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора

позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений

и навыков в области физического воспитания.

 

Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в

физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

 

Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей, он

поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных

традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься

физической культурой.

 

3. Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников

3.1 Фольклорные физкультурные занятия

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающее упражнение "Колобок") дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса".

 

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуем использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.

 

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения "Совушка-сова" (и. п. - основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

 

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуем подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.

Для выполнения общеразвивающего упражнения "Змейка" (и. п. - сед на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени - потянуться) можно использовать загадку:

Вьется, извивается,

На солнце переливается.

Как зашипит,

Убегать всем велит.

 

Отгадав загадку про белку:

Быстрый, маленький зверек,

По деревьям скок-поскок.

Дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

 

При проведении основных движений рекомендуем использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки "Колобок".

"Колобок покатился по тропинке" - катание мячей двумя руками на расстояние 3,5 метра. Дети машут рукой вслед "колобку": "До свидания! "

"Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь" - ползание на ладонях и ступнях.

 

На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок "двигательного характера". Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например "Теремок", "Гуси-лебеди",и волшебные сказки: "Царевна-лягушка" и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С. Я. Маршак. "Кошкин дом", Г. - Х. Андерсен. "Снежная королева", дополняя их потешками или загадками.

 

2. Сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме "двигательного" рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части физкультурного занятия "У бабуси были гуси" можно использоватьходьбу по кругу в сочетании с речитативом:

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

Я га-га-га-голосист!

На занятиях могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия ("Путешествие с Лесовичком", "Праздник Весны", "Ярмарка").

 

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно "спрыгивают птички с ветки"; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет "неуклюжий косолапый медведь"; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает "петушок - золотой гребешок".

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное "душевное" состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка "Заюшкина избушка").

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия "Строим теремок для зверят", "Зайкины слезки", "Инсценировка русской народной сказки "Колобок".

 

4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни "Во поле березонька стояла". А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение "Красны девицы".Это занятия на темы: "Русские узоры", "Осенины", "Праздничный концерт" и т. д.

 

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями.

В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как "Змейка", "Горелки", "Зайцы в лесу" и т. д.

Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия "Делу время - потехе час", "Богатырская наша сила", "Скоморошьи забавы" и др.

 

6. Познавательные занятия из серии "Забочусь о своем здоровье" с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, "Здоровому все здорово", "Кто долго жует, тот долго живет", "Грязнулю всегда выручает. (вода)".

 

7. Интегрированные физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуем проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания ("Сердце и его работа", "Малыши-крепыши", "Сигналы тревоги" и т. д.).

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаем возможным повторять занятия не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, "Потешки для малышей", "На лесной лужайке", "В гостях у бабушки - загадушки" и др.

Одной из форм работы с дошкольниками является ритмическая гимнастика. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) способны выразительно, грациозно и пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

Помимо перечисленных форм работы считаем необходимым включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

Разработанная комплексная методика работы с включением фольклора апробирована и внедрена в систему занятий дошкольных учреждений Омска и Омской области. Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

 

3.2 Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в сочетании с фольклором

Утренняя гимнастика "Потешки для малышей"

Вторая младшая группа

Ходьба по кругу, в руках у детей погремушки.

Киска-киска,

Киска, брысь.

На дорожку не садись.

Наши детки пойдут,

Через киску упадут.

 

Бег по залу, дети гремят погремушками (звукоподражание "бом-бом").

Тили-тили,

Тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения с погремушками.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

 

1. "Киска-киска".

И. п. - основная стойка, погремушки в руках за спиной: махи руками, звукоподражание "мяу-мяу". Повторить 5 раз.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

 

2. "Курочка".

И. п.- то же: наклон вперед, постучать погремушками, звукоподражание "кудах-тах-тах".

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали - улетели.

 

3. "Тетери".

И. п. - сидя, погремушки в руках у бедер: согнуть ноги, постучать погремушками, звукоподражание "тра-та-та". Повторить 5 раз.

 

Вдоль по речке лебедушка плывет.

Белыми крылышками помахивает,

Выше бережка головушку несет.

На цветы воду стряхивает.

 

4. "Лебедушка".

И. п. - лежа на животе, погремушки в руках вверху: приподнимание верхней части туловища, имитация взмахов крыльев лебедушки. Повторить 4 раза.

Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко.

Дождик, дождик, полно лить,

Солнышко, нарядись! Солнышко, покажись!

Малых детушек мочить!

 

5. "Дождик и солнышко".Хочу такой сайт

И. п. - основная стойка, погремушки внизу: 8-10 подпрыгиваний с переходом на ходьбу и упражнения на дыхание. Повторить 2 раза.

 

6. Ходьба по кругу.

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок.

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать.

 

7. Бег врассыпную, звукоподражание "динь-динь".

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, не воронь!

Разбежались как огонь.

 

8. Ходьба, упражнение на дыхание.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Золотой уздой побрякивает.

 

Физкультурное занятие

"Физкультура для зверят":

Средняя группа

Программное содержание. Учить детей быстро и четко при выполнении упражнений реагировать на сигнал педагога. Упражнять в умении держать равновесие во время ходьбы по шнуру.

Пособия. 8 гимнастических палок, шапочка-маска белки, зонтик, медальки для бельчат, 3 дуги, веревка, 3 погремушки, 3 шнура.

 

Инструктор по ФК:В старину говорили: "Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами". Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу. А вы знаете, что зверята занимаются физкультурой? Вы хотите посмотреть и поучаствовать? Да! Тогда в путь!

 

• I часть

1. Построение в одну колонну.

Конь через мост идет шажком.

2. Ходьба в колонне по одному. Мы тоже можем так.

3. Ходьба с перешагиванием через палки.

4. Ходьба с опорой на стопы и ладони.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух ногах,

На двух руках,

Мы тоже можем так.

5. Ползание на четвереньках.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента, по земле скользит.

И мы движение такое

Тоже можем повторить.

6. Прыжки на двух ногах

Пастух в лесу трубит в рожок -

с продвижением вперед. Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок.

Мы тоже можем так.

7. Ходьба врассыпную, имитация сбора ягод, грибов.

8. Дыхательные упражнения.

9. Построение врассыпную.

 

• II часть Общеразвивающие упражнения без предметов

"Аэробика для зверят"

Чтобы сильным стать и ловким - приступаем к тренировке.

1. Гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили. Крыльями машут, клювы раскрывают.

"Гусята".И. п.- основная стойка: повороты туловища со взмахом руками. Повторить 6 раз.

2. Пес бегает с шестом, машет в воздухе хвостом.

"Собачки".И. п.- упор стоя на коленях: энергичные повороты таза и голеней вправо - влево, звукоподражание "гав-гав". Повторить 6 раз.

3. Рак залез на самокат, все вперед, а он назад.

"Рачки".И. п.- стойка на руках: движение на руках и ногах назад. Повторить 2 раза.

4. Лучшие качели - гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны.

"Обезьянки".И. п.- лежа на животе: приподнять верхнюю часть туловища и ног, движение "лодочка". Повторить 5 раз, чередовать 2 раза с упражнением на расслабление.

5. Мишка на велосипеде мчится к финишу - к победе.

"Медвежата".И. п.- лежа на спине: имитация езды на велосипеде.

Повторить 8-10 раз.

6. Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать и не падать, не качаться, за соседа не держаться.

"Цапли".И. п. - стойка на одной ноге, руки в стороны: держать равновесие. Повторить 3 раза по 30 секунд.

7. Тигр прыгнул дальше всех, вот невиданный успех.

"Тигрята".И. п. - основная стойка, руки на поясе: прыжки с продвижением вперед. Повторить 2 раза в чередовании с ходьбой.

 

• Основные движения

Инструктор по ФК. Отгадайте загадку:

Кто по елкам ловко скачет

Кто в дупле орехи прячет,

И влезает на дубы?

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

Упражнение "Соревнования веселых бельчат".

1. Ходьба по шнуру.

2. Прыжки вверх с места с касанием предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка.

3. Ползание вперед под дугу (высота 50 см).

Движения выполняются 3 раза.

Белка вручает медальки за отличное выполнение упражнений.

4. Подвижная игра "Карусель" (в карусель садятся медвежата, зайчата, лошадки). Повторить 3 раза.

 

• III часть

Ходьба под речитатив (2 мин)

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

"Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой.

Вот тогда придешь домой".

Инструктор по ФК. Вот мы и дома. Не забывайте, дети и зверята, что здоровье дороже всего.

 

Физкультурное занятие

"Колобок":

Старшая группа

Программное содержание. Учить детей бегать легко и ритмично. Закреплять прыжок через мячи, учить заканчивать его легким полуприседом.

Пособия. Мячи по количеству детей, обручи, шнуры, 3 гимнастические скамейки, мяч-колобок.

 

• I часть

Сказка, сказка, прибаутка, Ходьба в колонне по одному.

Рассказать ее не шутка. Ходьба с высоким подниманием колен.

Чтобы сказочка сначала, Ходьба в колонне по проложенной линии.

Словно реченька, журчала, Бег в колонне.

Чтоб к концу ни стар, ни мал Бег с отбиванием мяча одной рукой

От нее не задремал. Ходьба.

Дыхательные упражнения.

Построение в 3 колонны.

 

• II часть Общеразвивающие упражнения с мячом.

1. Жили-были дед и бабка на полянке у реки.

"Дед и баба".И. п. - сомкнутая стойка, мяч за спиной: 1 - наклон головы вправо; 2 - и. п. ; 3 - наклон головы влево; 4 - и. п. Повторить 8 раз.

2. И любили очень, очень на сметане колобки.

"Колобки".И. п.- то же в полуприседе: 1-2 - передать мяч из руки в руку; 3-4 - и. п. Повторить 8 раз.

3. Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.

"Месим тесто".И. п. - основная стойка, мяч вперед, "пружинка": 1 - полуприсед, мяч вниз; 2 - и. п. ; 3 - полуприсед, мяч вниз; 4 - и. п. Повторить 10 раз.

4. Ну, а бабушкина внучка колобок катала в ручках.

"Бабушкина внучка".И. п. - стойка на коленях, мяч внизу; сед на пятках с катанием мяча между ладоней: 1 - мяч вперед; 2 - вправо; 3 - влево; 4 - и. п. Повторить 8 раз.

5. Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий.

"Где колобок".И. п. - сед, ноги врозь, мяч внизу: 1 - положить мяч справа; 2 - наклон вперед; 3 - взять мяч; 4 - и. п. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

6. Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно.

"Круглый колобок".И. п.- то же: 1 - подбросить мяч; 2 - и. п. ; поймать мяч; 3 - подбросить мяч; 4 - поймать мяч. Повторить 10 - 12 раз.

7. Мышка серая бежала, колобочек увидала. Ой, как пахнет колобочек! Дайте мышке хоть кусочек.

"Мышка".И. п. - о. с., мяч на полу: 1-4 - обежать 3 крута вокруг мяча в чередовании с ходьбой на месте.

 

• Основные движения

1. "По мосточку" -ходьба по скамейке с прокатыванием мяча. Повторить 4 раза,

Колобочек побежал

По мосточку поскакал,

С колобком забот немало,

Скачет глупый где попало.

Так катить, чтоб не упал,

Зайцу в лапы не попал.

2. "Заячья чехарда" - прыжки на двух ногах через мячи

Вот пришел он на полянку,

Зайка ждет там спозаранку.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

3. "Прятки" - пролезание в обруч боком.

С колобком забот немало,

Не лежится на боку:

Может в лес он укатиться,

Может съесть его лисица.

2-е и 3-е движения выполнять 4 раза.

4. Подвижная игра "Хитрая лиса". Повторить 4 раза.

5. Спокойная игра "Кто колобок найдет, тот по кругу пойдет".

Повторить 3 раза.

Инструктор по ФК. Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней - молодец!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.02.2021

Дата обновления: 02.02.2021

Дата публикации: 20.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».