Мастер-класс Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста

19.02.2019

Цель: Систематизация знаний у педагогов о методике   проведения самомассажа в разных возрастных группах.

Задачи:

1. Заинтересовать педагогов методикой проведения с дошкольниками самомассажа

2. Дать необходимые знания для оздоровления воспитанников

 

1. Из истории 

Массаж зародился на ранних этапах   развития   народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела. 

     Интересна и история   возникновения   слова «массаж и самомассаж». Так одни авторы считают, оно произошло от арабского mаss   или masch (нежно разминать, надавливать), другие – от   греческого mаssо (тереть, мять, сжимать руками), третьи - от латинского mаssа   (пристающее к пальцам).

     Массаж и самомассаж   с древних времен составлял часть  врачебного искусства.   Индусы и китайцы   были первыми, кто описал приемы массажа и самомассажа.  

     В Индии и Китае   массаж выполняется   священнослужителями.   Следует сказать, что и в этих странах   существовали школы, в которых обучали   приемам массажа и самомассажа.

    Приемы массажа   и самомассажа   хорошо были известны в Древнем Египте. Растирание и другие приемы, проводимые в банях Египта:   «…растирания   были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись   массажу и самомассажу.   Для этого растираемого растягивали, мяли, давили на все возможные лады руками различные части тела.

   У древних славян и народов севера   применялись закаливающие процедуры и массаж в виде сечений, растираний веником, активных движений. Эта форма массажа, которая у древних славян называлась   хвощеванием или веничным масажем описана в летописях Нестора.

     До ХIХ в. массаж не был научно обоснован. И только ХIХ в. в Европе и со второй   его половины   в России появились первые   клинические и экспериментальные работы по массажу. Этой областью медицины   занимались выдающиеся   русские ученые   В.М. Щербак и многие другие.        

     Отцом современного массажа   можно назвать Исидора Вениаминовича  Заблудовского (1851-1906), который   еще 1882 г.   написал работу «Материалы   к вопросу о движении массажа на здоровье людей».   На протяжении 25 лет он создал более 100работ, посвященных методике массажа. Под именем массажа в настоящее время подразумевается научный способ лечения многих болезней при помощи систематических ручных приемов: поглаживания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации.

 

 2.  Самомассаж в ДОУ

В ДОУ проведение самомассажа возможно в течение дня, во время физминуток, после сна, как элемент логоритмики.

Виды самомассажа в ДОУ:

- самомассаж лица;

- самомассаж грудной клетки;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- пальчиковая гимнастика;

- самостоятельная деятельность у детей.Хочу такой сайт

 

3. Длительность

С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 раза в неделю. Длительность   каждого занятия   составляет от 15 до 20 минут.

 

4. Структура проведения самомассажа.

Самомассаж можно начинать с классической разминки (ходьба 2-4 видами корригирующей ходьбы на носках, пятках и т.д., подражательные упражнения). Общий комплекс массажа   длится до 10 мин. Заканчиваем самомассаж   массажем стоп.  Самомассаж возможно выполнять   с различными   предметами: колючим мячом, палками и др.

Эффективность коррекционной работы   невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях. Специальные беседы, игры, наглядные пособия способствуют   лучшему пониманию   и усвоению   физических упражнений.

 

5. Приемы классического самомассажа.

  • Поглаживание – руки скользят по коже, не сдвигая ее, не собирая в складки.
  • Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях.
  • Разминание – смещение тканей с их захватом – действие стимулирующие  даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике.
  • Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани.
 

6. Требования к проведению самомассажа.

  • Проветренное помещение.
  • Отсутствие соматических заболеваний.
  • Вымытые руки.
  • Зрительный контроль на начальных этапах.
  • Соблюдение направлений массажных движений.
  • Удобное положение тела.
  • Отсутствие стесняющей одежды.
  • Эмоциональная подача материала.
 

7. Схема проведения самомассажа, рекомендованная Е.А. Дьяковой.

  • Массаж кистей рук;
  • Массаж головы и шеи;
  • Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;
  • Массаж ушных раковин;
  • Массаж тела, ног, ступней.
 

8. Значение массажа кистей рук.

  • Реабилитация тонких движений;
  • Коррекция нарушений письма;
  • Метод сенсорного развития;
  • Метод повышения иммунитета.
 

9. Оборудование для проведения самомассажа. Оборудование для самомассажа подбирается в зависимости от поставленных задач. Ели занятия предполагают упражнения с предметами, то подбирается соответствующее оборудование: колючие мячики, рукавички и другие. Обязательно продумывается место, где проводятся комплексы по самомассажу, так же оборудование: массажные коврики, стулья, гимнастические скамейки др.

  • Массажные щетки или пластмассовые коврики «травка»;
  • Прищепки;
  • Граненые карандаши;
  • Орехи;
  • Массажные мячики, ролики;
  • Пружинки;
 

10. Ожидаемые результаты применения самомассажа.

В образовательном направлении:

  • умение овладеть простейшими приемами.

В оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности.

В воспитательном направлении:

  • тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
  • развитие положительных эмоций.
 

11.  Самомассаж с массажным мячиком

 

13. Самомассаж

 

Список используемой литературы

  1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.- М:Карапуз, 2003-37с.
  2. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях.- ТЦ Сфера, 2007-51с.
  3. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.
  4. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.–М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.
  5. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./Под редакцией З.И.Бересневой.-М.: Творческий центр, 2003-31с.
  6. Энциклонедия лечебного массажа и гимнастики.  Е.Н. Залесовой. "ТрастПресс" 1999г.
   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.02.2021

Дата обновления: 02.02.2021

Дата публикации: 19.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».