14.11.2020
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим
Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными формами (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные формы и средства - ритмическую и художественную гимнастику, занятия на тренажерах, день здоровья, каникулы, у-шу, хатха-йогу и др.
Физкультурное занятие
Цель и задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную биологическую потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.
Характеристика: Физкультурное занятие - это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно - 3 раза в неделю (2раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.
Типы физкультурных занятий
Учебно-тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т.д.). решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д.
Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, нравственного развития.
Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т.д.
Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Контрольные занятия: проводятся в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качеств (О.Н.Моргунова, 2005)
Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.
Физкультурные занятия на воздухе
Значение: способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях.
Структура занятия традиционная: вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.
Содержание частей занятия
Вводная часть
· · Построение (в теплое время года); в холодное время года - ходьба, бег;
· · Виды ходьбы;
· · 3-5 дыхательных упражнений;
· · Медленный бег (1,5-3мин. в зависимости от возрастных особенностей);
· · Ходьба обычная с перестроением на выполнение общеразвивающих упражнений.
Основная часть
· · Общеразвивающие упражнений или бессюжетная подвижная игра;
· · Бег со средней скоростью (от 40сек. до 2 минут);
· · Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения основных движений2 или для освоения спортивных упражнений;
· · Основное движение )новое или более трудное по координации) или спортивное упражнение (элементы спортивных игр);
· · Бег со средней скоростью (1-1,5 мин);
· · Медленный бег или пробежка в среднем темпе;
· · Сюжетная подвижная игра или игра-эстафета.
Заключительная часть
· · Медленный бег;
· · Ходьба с дыхательными упражнениями.
·
Утренняя гимнастика
Значение: вовлекать весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.
Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Варианты проведения утренней гимнастики
Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений
Во водной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные, и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.
Игрового характера
Могут быть включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера тина «Снежинки кружатся», «Бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.
С использованием полосы препятствий
Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.
С включением оздоровительных пробежек
Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5-7 человек. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один -два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
С использованием простейших тренажеров
Общеразвивающие упражнеия с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Беговая дорожка», «Гребля» и др.).
Физкультминутки
Это кратко временные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали)
Значение: улучшаю кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность физкультминуток: 1,5 - 2 минуты; рекомендуется проводить начиная со средней группы.
Основные формы проведения физкультминуток:
· 1. В форме общеразвивающих упражнений - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
· 1. В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;
· 2. В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
· 3. В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пения воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные;
· 4. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворения обращается внимание на следующее:
o - текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
o - преимущество отдается стихам с четким ритмом;
o - содержание текста стихотворения должно сочетаться с темпом занятия, его программной задачей;
· 5. В форме любого двигательного действия и задания
· - отгадывание загадок не словами, а движениями;
· - использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требования к проведению физкультминуток:
· · проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минуты занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
· · упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
· · упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
· · упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
· · содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
· · комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
· · комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
Физкультурная пауза
Назначение: физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей (Н.Н.Кожухова, 2002).
Содержание двигательной активности: состоит из трех-четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Удочка», «Перетягивание каната», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Требования к упражнениям: упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны. Они должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. В конце физкультурной паузы надо предложить детям различные дыхательные упражнения.
Длительность физкультурной паузы: проводится во время перерыва между занятиями. Продолжительность составляет не белее 10 минут.
Место проведения физкультурной паузы: любое хорошо проветренное помещение (групповая комната, спальня, широкий коридор).
Физкультурный досуг
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффектных форм активного отдыха.
Значение: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство. Развивает организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы (М.М.Борисова, 2003).
Задачи воспитателя при проведении досуга
Младший дошкольный возраст. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.
Средний дошкольный возраст. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.
Старший дошкольный возраст. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Варианты физкультурных досугов
Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах):
· · игры малой и средней подвижности (2-3 раза);
· · аттракционы, двигательные задания в игровой форме;
· · игра соревновательного характера или игра большой подвижности;
· · игра малой подвижности.
Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода:
· · до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;
· · одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая - развитие скорости, быстроты реакции.
Третий «Веселые старты» строится в основном на играх - эстафетах
· (Проводится в старшей и подготовительной группах):
· · игра - эстафета (не должна быть более трех этапов);
· · аттракционы, не несущие большой нагрузки;
· · конкурс считалок, загадок, пословиц;
· · эстафета.
Четвертый строится на элементах одной их спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах;
· · деление группы на две равные по силам команды;
· · перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;
· · обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;
· · выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;
· · подведение итогов.
Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах):
· · дети под музыку выполняют произвольные упражнения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);
· · воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию;
· · проведение подвижной игры;
· · предлагается прослушать мелодичную музыку;
· · после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений;
· · дети двигаются под музыку.
Методика проведения физкультурного досуга
· · Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы.
· · Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.
· · Предназначается для одной - двух групп дошкольного учреждения.
· · Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.
· · Длительность:
младшая и средняя группа - 20 - 30 мин;
старшая группа - 35 - 40 мин;
подготовительная группа - 40 - 50 мин.
· · В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
· · Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
· · Используется музыкальное сопровождение.
· · Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.
Физкультурные праздники
Назначение: способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
Длительность: 1ч - 1ч20мин, проводится начиная со средней группы, 2-3 раза в год.
Место проведения: на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.
Подготовка праздника: ее осуществляет педагогический коллектив дошкольного учреждения, родители. Активными участника подготовки к празднику должны быть дети старших групп.
Необходимо для праздника:
· · определить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
· · составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала);
· · продумать музыкальное сопровождение;
· · подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
· · подготовить сюрпризы;
· · выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
· · определить количество участников каждой возрастной группы дошкольного учреждения;
· · обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.
Содержание праздника: включаются подвижные и спортивные игры, Народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, игровые упражнения, загадки.
Требования к организации праздника:
· · сценарий должен соответствовать девизу праздника (основной идее);
· · программа должна соответствовать возрасту детей;
· · литературное содержание должно быть методически ценным;
· · необходимо музыкальное сопровождение;
· · содержание праздника должно быть доступно, оригинально, интересно, способствовать активизации детей;
· · оформление праздника должно быть красочным;
· · обязательное участие родителей - показатель эффективной работы дошкольного учреждения.
Дни здоровья, каникулы
Значение. Содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление.
Методика и содержания. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, физкультурными занятиями, трудом на природе, художественным творчеством, проводятся досуги, туристические походы;. Приглашаются родители. Дни здоровья проводятся не реже одного раза в квартал; каникулы - 2 -3 раза в год (Н.Н.Кожухова, 2002).
Самостоятельная двигательная деятельность
Значение. Способствует укреплению здоровья, укреплению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью:
· · организация физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
· · время для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть закреплено в режиме дня (в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время);
· · воспитатель должен владеть специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.
Задания на дом
Цель: воспитание здорового образа жизни семьи, совершенствование умений и навыков детей.
Анализируя содержание занятия и время можно судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.
На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определенного вида движений - одна из задач занятий по физической культуре. В основу проверки основных видов движений положен анализ элементов движений, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2021
Дата обновления: 25.01.2021
Дата публикации: 14.11.2020