18.08.2020
Аннотация: статья посвящена проблеме развития творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности; рассматриваются разнообразные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, театрализованная деятельность, творческие способности.
Проблемы современного мира приобретают угрожающие масштабы в связи с глобальным погружением в виртуальный мир, виртуальное общение, клиповое мышление. Наши дети уже в раннем возрасте привязаны к телефонам, планшетам, компьютерам, телевизорам и вся эта новизна очень яркая, занимательная, очаровательная, притягивает и интересует уже в раннем детстве. Необходимо понимать, что ребенок при этом остается пассивным зрителем. Эта привязанность не даѐт ребенку активного образа жизни, тормозит психоэмоциональные центры, которые отвечают за работу воображения. Именно воображение является частью всей творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Как утверждают выдающие психологи Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.С Выготский, Б.М. Теплов и другие основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребѐнок способен сравнивать, рассуждать, анализировать, наблюдать, то у него, как правило, высокий уровень интеллекта. Такой дошкольник может быть одарѐн и в других областях: музыкальном, творческом, художественном, в области социальных отношений, где ему будет свойственна высокая способность создавать новые идеи.
Анализируя современные подходы к дошкольному образованию И.Г. Галянт утверждает, что изучение художественного и творческого образования подрастающего поколения связано с глобальной проблемой технократизации жизни. Ее можно решить только интеграцией гуманитарных наук. Театральная деятельность - это, пожалуй, самый действенный фактор развития человека, способного выполнить задачу преобразователя жизни.
Современный этап развития системы образования характеризуется поиском новых технологий для обучения и воспитания детей. В то же время в качестве приоритета используется активное общение с личностью ребенка. Наше внимание обращено к театрализованной деятельности, в которой формируются и развиваются не только творческие способности детей, но и создаются условия для проживания социальных ролей в сказочных образах и персонажах. Так, Н.С Кофман пишет, что театр имеет огромное влияние на эмоциональный мир ребенка. Это способствует воспитанию и развитию ребенка, его творческой личности и демонстрации различных навыков ребенка. Поведение детей меняется: застенчивые становятся более активными, свободными и мобильными, дети учатся подчинять свои желания, волю общему интересу и взаимному воспитанию. Театр это коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка это «продукт» совместной деятельности, требующий концентрации сил каждого ребенка. Во-вторых, разнообразие производственных задач позволяет каждому ребенку максимизировать свои навыки и навыки. В-третьих, творчество театра наполнено общими переживаниями, способствующими эмоциональной сплоченности коллектива.
Я.С. Фурмина, считает, что театральное творчество – это театр для детей, распространение и создание драматургами, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом. Автор высказывает мысль о том, что если в театре и. сочетаются три направления - сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как величайшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.
В.А. Сухомлинский считал, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Постановка сказки вызывает у человека беспокойство, волнение, беспокойство, в процессе этого переживания создаются определенные эмоциональные переживания ребѐнка.
Методика организации театральных мероприятий представлена в произведениях отечественных учѐных Л.С Фурминой, Л.В Ворошниной, Н.М Карпинской, Л.П Бочкарѐвой, Т.Л Шишовой, И.Я Медведева, Р.С Сигуткиной и другие.
Благодаря усилиям учѐных, методистов и практиков работа с детьми по театрализованной деятельности в настоящее время научно обоснована и методически изучена. Было установлено, что театр как форма искусства способен оказывать огромное влияние на дошкольника в двух направлениях: ребѐнокзритель и ребѐнок-актѐр. Учѐные сходятся во мнении, что театр-одна из самых ярких, красочных областей, где ребенок может воспринимать искусство. Она развивает воображение, она приносит детям радость, она способствует творческому развитию ребенка и формированию основы его личной культуры.
На основе театрализованной деятельности дети развивают и проявляют творческие способности. Эта деятельность представляет интерес для музыки, театра, литературы, развития личности ребенка, стимулирования развития новых образов, повышения способности воплощать определенный игровой опыт, поощрения мышления.
В настоящее время существует множество немало парциальных программ по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста по театрализованной деятельности, которые чрезвычайно важны для развития личности ребѐнка. Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребѐнка, его индивидуальности. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханѐвой. Программа способствует развитию новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребѐнку, нетрадиционным формам взаимодействия с семьѐй и другие. Все программы и технологии театрализованной деятельности, направленные на распространение творческого потенциала ребѐнка, развитие его коммуникативных навыков, психических процессов, обеспечивают проявление личности, понимание внутреннего мира театром.
Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделяют: разнообразные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками:
– театрализованные занятия, должны выполнять одновременно воспитательную, познавательную и развивающую функцию;
– индивидуальная работа, парная работа воспитателя с ребѐнком
– один на один;
– развлечения, объединяет все виды искусства, даѐт возможность творчески использовать их;
– праздники, должны доставлять радость и давать возможность каждому ребѐнку проявить свои художественные способности;
– кружковая работа, способствует решению следующих задач: развитие воображения, фантазии, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, сценического, танцевального).
Мы установили, что театрализованная деятельность детей целенаправлена, так что многие воспитательные и образовательные задачи дошкольного учреждения могут быть успешно решены. Таким образом, резюмируя сказанное, отметим, театрализованная деятельность является средством развития творческих способностей ребенка. В процессе организации театрализованной деятельности решаются многие психолого-педагогические задачи, такие как: осуществляется процесс вербального и не вербального общения с ребѐнком; эффективно решаются проблемы художественно- эстетического развития дошкольников; обогащается эмоциональная сфера и активизируется речевая деятельность детей.
Список литературы:
1. Галянт И.Г. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста / И.Г. Галянт. – Дошкольное воспитание. – М., 2013. -№1, С.97-100.
2. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. / Н.С. Кофман - М.: Просвещение, - 2013. - 72 с
3. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. Я.С. Фурмина. - М.: Педагогика, -2012. - 99с
4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5 Т.Т. 2 М.: Просвещение, -2003. -388
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2021
Дата обновления: 01.02.2021
Дата публикации: 18.08.2020