06.02.2024
Консультация для родителей "Обычаи и традиции празднования
Сагаалгана"
Праздник Белого месяца «Сагаалган» у многих народов мира, в том числе
бурят, калмыков, тувинцев, монголов, китайцев, тибетцев и у других народов
юго-восточной Азии является символом начала весны, начала расцвета новой
жизни
До ХVII века Сагаалган отмечался осенью - 22 сентября, в день осеннего
равноденствия. Начиная с 1267 года, по указу хана Хубилая, празднование
«Сагаалгана» было перенесено на первый месяц весны по лунному календарю,
что по современному календарю соответствует февралю месяцу текущего года.
Каждый год он отмечается в разное время, так как он определяется буддийскими
астрологами по лунному календарю. Если у православных народов России Новый год
наступает 1 января, то у бурят он отмечается с наступлением первого весеннего
новолуния и продолжается почти в течение месяца.
Накануне «Сагаалгана» все люди наводят порядок в своем доме, во
дворе, разворачивают божницу, перед божницей устанавливают столик, на котором
выставляются подношения божествам: чай, молоко, молочные блюда, мясо-грудинка
«бүүhэг». В последний день старого года, в так называемый, «бүтүү үдэр», все
стараются соблюдать однодневный пост. Принимать пищу в этот день не
рекомендуется. Такой пост необходим для того, чтобы очистить тело, сердце и
душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций. Бывают, конечно,
исключения из правил для людей ослабленных, больных, которым разрешается
принимать легкую пищу.
В ночь перед праздником не рекомендуется спать. Нужно зажигать лампадки,
возжигать благовония и читать молитвы и мантры. При этом лампадка должна
непрерывно гореть до 4-5 часов утра, когда богиня Балдан-Лхамо - божество,
обходя Землю, входит в каждый дом и осеняет своим присутствием всех живущих в
нем людей, дарит счастье, удачу и благополучие на последующий год всем живым
существам - Эхэ зургаан зүйл хамаг амитадта.
Прежде чем, садиться праздничный за стол и приступить к трапезе, нужно
обязательно давать воздаяние молоком и первинкой всех видов пищи домашнему
очагу, духам земли, высокому небу. Сакральное значение огня и молока в
бурятской культуре известно с незапамятных времен. Согласно мифологическому
коду бурят, символ отца семьи выстраивается из искр огня в домашнем очаге,
которые вздымаясь вверх, на небесах превращаются в звезды, тем самым
олицетворяя продолжение рода. Символом же матери является молоко, которое мать
каждое утро воздает небесам, а брызги молока, превратившись в Млечный путь,
охраняют не только людей, но и все живых существ, населяющих нашу вселенную.
У бурят есть правило, неукоснительно применяемое в повседневной
жизни. Это - «правило меры и достаточности». Главный смысл его заключается в
том, что нельзя брать больше того, что тебе нужно и кушать больше того, чем
хочется. И только в «Сагаалган» разрешается отступить от этого правила: можно
покупать всё то, что тебе понравится и не ограничивать себя в пище за
праздничным столом.
В «Сагаалган» на праздничный стол ставят традиционные национальные блюда,
среди которых должна преобладать «белая пища» - молоко и молочные блюда. Среди
них ставят саламат, приготовленный из пшеничной, ржаной или ячменной муки с
добавлением масла или сметаны; десерт «үрмэ» - сушеные молочные пенки, «тарак»,
«аарса», кумыс «сэгээ» - кисло-молочные напитки; в качестве десерта: пюре
из клубней саранок с молоком, «холисо» из творога, сметаны, толченой черемухи,
клубней саранок. На праздничный стол ставят блюдо «хонин төөлэй», «бүхэлёр» -
отварную баранину, «hугабша» - шашлычки из печени, блюда с мясным фаршем -
бузы, шарбин, хуушуур». К мясным блюдам подавали соленый дикий лук «мангир»,
«гоогол» - чеснок. Мучные блюда составляли «боово» - хворост, пресные пшеничные
лепешки, иногда сверху приправленные диким луком «мангир» со сметаной.
Украшением стола служат варенья и морсы из дикоросов – смородины, брусники,
голубики, моховки; отдельно ставят на стол замороженные плоды брусники и
плодов яблоньки-дичка. Гостям наливали зеленый чай, чай из аира болотного, листьев
иван - чая, чай из сбора листьев смородины, шиповника, боярышника,
брусники.
В дни «Сагаалгана» каждый
человек должен соблюдать традиции и обряды, проводимые в рамках празднования
Нового года. Одним из самых значимых традиций бурятского народа во время
«Сагаалгана» является соблюдение обязательного для всех этикета - приветствия и
поздравления родителей и родственников. Так, младший по возрасту человек с
поклоном первым протягивает руки с поднятыми вверх ладонями с хадаком старшему
по возрасту человеку и перекладывает хадак на его руки. В ответ на этот жест
старший возлагает свои руки ладонями вниз на руки младшего и также отвечает ему
на его приветствие легким поклоном. Оба при этом говорят: «Мэндээ!» Такая форма
приветствия говорит об уважении, помощи и поддержке старшего поколения
младшему.
Следом за приветствием следует обмен подарками. Во время этого обряда как
дарящий, так и принимающий подарки человек оба должны быть в традиционном
головном уборе и находиться лицом друг к другу. Младшие представители рода
первыми дарят подарки родителям и старшим родственникам и говорят им
благопожелания крепкого здоровья, долгих лет. В ответ старшие также говорят
дарящим благопожелания и дарят им свои подарки. В данном случае стоимость, форма
и престижность подарка не имеет значения, главным здесь является знак внимания
друг к другу.
В первый день «Сагаалгана»
все традиционно посещают своих родителей, приветствуют их и дарят подарки. Так,
приветствуя отца и мать, сын или дочь преподносят им хадак и вручают подарки,
желают им крепкого здоровья и долгих лет жизни. Родители в свою очередь
поздравляют своих детей и также говорят им благопожелания. На второй день
«Сагаалгана» начинается хождение в гости к другим родственникам. Прежде всего,
посещают своих самых старших родственников, как по отцовской линии, так и по
материнской, и лишь затем посещают других родственников. Во время таких походов
в гости дети показывали старшим свое прекрасное знание родословной.
Каждый ребенок должен был знать свой род минимум до седьмого колена. Некоторые
знатоки рассказывали свою родословную до двадцатого колена и больше.
Ни один народный праздник, особенно
«Сагаалган» не обходился без песен и народных забав. Поэтому очень часто, то
там, то здесь звучали песни и смех. Молодежь водила хороводы «Ёхор»,
«Нэрьелгэ». А дети помладше играли в косточки «шагай», в «альчики», в прятки
«малгай нюуха», перетягивали длинный укрюк «урга», которым табунщики ловили
своих лошадей, устраивала состязания «кто дальше?» - «шүүр шэдэлгэ», устраивали
прыжки через волосяную веревку, игру «тээг сохилго» - это игра наподобие
русской игры в подкидывание одной ногой зоски. Также они состязались между
собой в знании традиций и обычаев народа.
Воспитание подрастающего поколения и молодежи на принципах народной
педагогики, основанной на исконной культуре и традициях народа, заключается на
укреплении преемственности поколений для сохранения вековых традиций предков,
связанных с осознанием человека к своим корням и привитием таких
общечеловеческих качеств, как трудолюбие, доброта, уважение к старшим, любовь к
родному дому, краю. И эти качества наш народ старается сохранить и передавать
из поколения в поколение от дедов детям, от родителей внукам и правнукам. Ибо
семья во все времена была и остается надежной опорой общества и государства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2024
Дата обновления: 06.02.2024
Дата публикации: 06.02.2024