15.09.2023
«Старший дошкольник – какой он?»
5 – 7 лет, или Старший дошкольный возраст - это период интенсивного развития ребёнка. Именно этот возраст считается одним из переходных периодов в развитии ребёнка.Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень. Особенности старшего дошкольного возраста проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах.
5 – 7 лет – это возрастной период, который отличается особой динамичностью: ребёнок совершает скачок в психологическом и физическом развитии, совершенствуются его тактильные навыки, память, внимание и воображение. Ребёнку особенно нужно внимание родителей, взрослых он начинает воспринимать как учителей и наставников, перенимая их манеры и поведение. В этом возрасте в группах у детей происходит развитие лидерских качеств, они принимают в рамках своего круга социальные роли.
Характеристики старшего дошкольного возраста включают:
Возраст характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объёмом временных представлений, ориентируются в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий природный и социальный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далёких стран и многое другое.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно вырастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребёнок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, м/ф, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, рисунках, детских рассказах.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребёнка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учёта интересов партнёров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребёнка, помогает почувствовать своё взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Таким образом, старший дошкольный возраст, как и дошкольный в целом, - этап интенсивного психического развития ребёнка, период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе. Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2023
Дата обновления: 15.09.2023
Дата публикации: 15.09.2023