06.09.2023
«Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста в
информационно-телекоммуникационных сетях»
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в
информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в
связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
Негативное влияние современных СМИ (средств массовой информации) на
развитие детей очевидны для специалистов. В последнее время психологам всё чаще
приходится сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны,
это скованность и недоразвитие речи, а с другой, сильная агрессивность и
зашкаливающая демонстративность. Дети ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы,
невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого
они будто не слышат. Они обожают боевики и отказываются смотреть наши
отечественные мультфильмы. Как правило, именно эти дети с раннего возраста
увлечены компьютером и телевизором.
Современные СМИ изменяют и деформируют психику ребенка, воздействуя на
воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в
детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессия,
пошлое поведение, что приводит к гипервозбудимости детей.
Ни для кого из взрослых не является секретом тот факт, что дети всегда
повторяют увиденное на экранах. Это является следствием идентификации
себя с существом, отклоняющееся поведение которого, никак на экране не
наказывается и даже не порицается. Подражая таким героям, дошкольники усваивают
их агрессивные модели поведения.
Фиксация на агрессии, в основном, происходит в западном
кинематографе. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма
или фильма причиняет кому-то боль, вызывает у дошкольника «застревание» на
агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Жестокость и насилие на экране сопровождаются двумя полярными вариантами:
·
яркими, красивыми картинками с целью
привлечения внимания детей и размывания уже сложившихся представлений. Таким
образом, у ребенка формируется новое искаженное восприятие культуры человека.
·
уродливыми и внешне отвратительными
персонажами. Идентифицируя себя с таким персонажами,
дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц и начинают себя вести
соответствующим образом: невозможно переняв злобную мимику, оставаться в душе
добряком; а присвоив бессмысленный оскал, стремиться «грызть гранит науки».
Подсознание детей еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом,
позволяющим разграничить реальное и условное. У дошкольника все увиденное –
реальность, запечатлевающаяся на всю жизнь. В итоге экран телевизора c насилием
мира взрослых заменяет общение с бабушкой и мамой, чтение и приобщение к
подлинной культуре. Следствие этого - рост эмоциональных и психических расстройств,
депрессий, а также немотивированной жестокости у детей.
За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности
компьютерами россиян и подключения к Интернету пользовательская активность
российских дошкольников резко возросла. Данные исследований Фонда Развития
Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей с негативным
контентом и другими рисками интернет-среды.
Компьютер является для ребенка необычной и привлекательной игрушкой, хотя
способен стать эффективным средством развития, но бездумное
его использование наносит непоправимый вред здоровью ребенка.
Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить,
уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего
через стрельбу и насилие. К чему может привести такое влияние компьютера на
ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость,
агрессию и применение оружия. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять
ребенка, просто усаживают его за компьютер, и даже не догадываются, что это
приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут
развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов
основана на принципах: либо «выживает сильнейший», либо «каждый выживает сам за
себя».
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативную информацию, и
полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но
возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях,
в первую очередь, обращаться за помощью к взрослым.
Требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного
возраста:
1. В игре должна быть текстовая информация о ходе и правилах игры.
2. Функции разъяснения должны выполнять специальные символы или звуковые
сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
3. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших
размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.
4. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без
мелких и отвлекающих деталей.
5.Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый,
а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
6. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные
дошкольникам.
7. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
8. Программа должна иметь логическое завершение (построен дом,
нарисован рисунок и т.д.).
Компьютер
– умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и
соблюдать все меры предосторожности:
1. Следить за тем, во что
играет ребенок, какие фильмы он смотрит.
2. Установить на компьютере
полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.
3. Чаще играть с ребенком в
обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
4. Помогать ребенку найти
общий язык со сверстниками, обучая его манерам общения.
5. Не оставлять ребенка за
компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).
6. Ограничить время
нахождения за компьютером.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.09.2023
Дата обновления: 06.09.2023
Дата публикации: 06.09.2023