17.03.2023
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и
остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром
литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние
магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно
переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают
нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор
воображению и фантазии.
В
дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей среднего
дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и
историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной
деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй
очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи.
Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском
воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ
известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление:
новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы
сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным
запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Но как
показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к
сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого
развития.
Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно
ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между
предметами и явлениями.
Очень
важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми
жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои
мысли в творчестве. Вопросы, игры и творческие задания развивают воображение и
интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают
чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы
родного языка, математики, искусства.
Вся работа
проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и
учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при
работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов
работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей,
мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного
материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно,
оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах
деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной
сказки.
При этом учитываем индивидуальные психофизиологические
особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному";
создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не
дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать
ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза
- в - глаза.
Рассмотрим отдельные
методы и приемы работы со сказкой.
Моделирование сказок.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям
лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных
событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление,
умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь;
воздействует на все органы чувств.
В своей работе
мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические
фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" - это три коричневых круга разного диаметра, а в
сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету
персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
Выразительные движения.
Главной задачей при
использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие
творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения,
жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх.
Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и
музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть"
звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И.
Чайковского. Изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с
саблями А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными.
Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта,
отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка,
сказки)
Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке
"Репка".
· Рассказать знакомую сказку по кругу.
· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно
приготовить.
· Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
· Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
· Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань,
бумага).
· Разыгрывание придуманных сказок. И так далее.
Могут быть и другие творческие задания: Сказки, но по-новому -
дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.
Сказки о бытовых предметах - началом сказки является рассказ о
любом бытовом предмете.
Реальное начало, сказочное продолжение.
Узнай сказку по песенке героев:
***Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и
медведь")
***Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая
нога")
***Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся!
("Волк и семеро козлят")
Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо
придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
Нарисуй сказку - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим
сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование
акварелью по - мокрому).
Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой,
другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые
персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного
персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности,
и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать
действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок
должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки,
какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2023
Дата обновления: 17.03.2023
Дата публикации: 17.03.2023