13.03.2023
Роль музыкальных сказок в
развитии детей дошкольного возраста.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить
в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видит, и что его заинтересовало.
В работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать
различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных
занятиях дети учатся понимать язык музыки: слышать начало и окончание
музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное;
движениях - передавать настроения и
чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Музыка помогает детям
выразительнее исполнить тот или иной образ. Приобщение
детей к музыкально-театральному творчеству в условиях нашего детского сада
осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную
возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные
для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, приносит
огромную радость.
Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью.
Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять
музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени
сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка
может помочь научить воспринимать музыку. Музыкальные сказки оказывают огромное
воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного
вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.
Театрализацию в
работе с детьми можно использовать с самого младшего возраста. Малыши с
радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения,
голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети
инсценируют небольшие сказки. В театрализации обязательно участвуют
воспитатели, которые берут на себя роли героев сказок. С малышами уделяем внимание отражению образов животных, анализируем характер
движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, идут храбрые петушки, прыгают веселые или
грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также упражнения
психогимнастики: полил дождик, дует ветер, светит лучами солнышко.
В сказках дети старших групп
учатся исполнять как небольшие монологи, так и более развернутые диалоги между
персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, учатся
согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить
выразительные средства исполнения роли. Этому способствуют специальные
упражнения, направленные на выработку выразительности жестов. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают
стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.
Музыкальные сказки
рассчитываются на 25-30 минут. С большим успехом в детском саду прошли утренники, посвященные
Дню матери, с элементами театрализации по сказкам «Подарок для мамы» и «Маму
надо слушать» , где в ролях были задействованы только дети. Специальные шумовые эффекты (звуки природы, крики животных, скрип
дверей, шум и прочее) добавили уникальности сказочной канве и не оставили
равнодушным ни одного ребенка.
Подбирая сказки для спектаклей, шли от простого к сложному. Для
начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» (муз.
В. Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Волк и семеро козлят», «Маша и
медведь» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и
вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных
образов.
Эти двигательные импровизации на практике оказались очень
эффективными. Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся; прячутся от
хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь
вкусненького. Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на
берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы
она их накормила. Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют
воду; сидят на жердочке. Двигательные импровизации, в которых участвуют все
дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких
актёров. Артистические способности детей развивались от выступления к
выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки каждый раз нужно
уточнять их ролевое поведение, создать условия для театрально-игровой
деятельности и грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
Работу маленьких
актёров над ролью лучше организовывать следующим образом: 1. Вначале дети
знакомятся с инсценировкой (О чём она? Какие события в ней главные?); 2. Затем
представлять детям героев инсценировки (Где они живут? Как выглядит их дом?
Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и
т.п.); 3. Далее распределить роли и работу над ролью: составить словесный
портрет героя, описать его жилище, любимые блюда, игры; 4. Затем,
проанализировав поступки сказочных персонажей, дети должны пересказать
отдельные фрагменты сказки. Далее — освоение и запоминание детьми текста и
музыки.
Счастливые улыбки и
радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что
этот вид деятельности им очень нравится. Очень важно создать условия для
определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников,
в том числе и при помощи театрализованной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2023
Дата обновления: 13.03.2023
Дата публикации: 13.03.2023