Консультация для родителей: "Роль русской народной сказки в воспитании детей"

30.01.2023

                 Консультация для родителей

«Роль русской народной сказки в воспитании детей»

Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками.

  К.Д. Ушинский,  восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, сказал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Он включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.  

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины и учит:

·       строить семейные отношения, любить свою семью

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

·       ценить настоящую дружбу

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

·       не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

·       бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

·       решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

·       побеждать зло добром

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

И самое главное русские народные сказки учат любить свою родину. Сказки развивают речь, учат анализировать, рассуждать и сопоставлять.

Поэтому русская народная сказка несёт не только развлекательную, но ещё и развивающую функцию. Не зря она занимает главное место в сказкотерапии.

 

Русская народная сказка — сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Сказки можно поделить на несколько видов (типов):Хочу такой сайт

·     Волшебные.

·     О животных.

·     Социально-бытовые.

·     Докучные

1.Волшебные сказки это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

2. Сказки о животных это древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие и домашние звери: лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, коза и др. Животным в этих сказках присущи человеческие черты и слабости:  заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен. При помощи нелепой ситуации или остроумной шутки высмеиваются пороки людей: глупость, жестокость, лесть, лицемерие и др. 

“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...

3. Бытовые или социально-бытовые сказки это сказки на семейно-бытовые темы. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости. Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться.

Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, которые могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. Сказитель рассказывал их тем, кто допекал его, прося повторить одно и то же много раз.

«Жили-были два павлина», «Сказка про белого бычка», «Сказка про сову»

     Рекомендуемый список русских народных сказок

для совместного чтения 

Русские народные сказки – это занимательные устные рассказы, повествующие о невероятных, но поучительных историях, которые имеют неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Но наибольшей пользы детям они приносят при прочтении их родителями. Так как  они их эмоционально сближают и объединяют, что в дальнейшем помогает преодолевать сложности.

    Очень важно читать их детям правильно:

  • Прежде всего, не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
  • Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
  • Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
  • Золотое правило - одна сказка за один раз - таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова - не отказывайтесь, значит ему это важно, значит, в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя. 
  • Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки - таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать, слепить героев, прочитанной сказки.

Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно,  велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

«Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.01.2023

Дата обновления: 30.01.2023

Дата публикации: 30.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».