30.01.2023
Консультация для родителей
«Роль русской народной сказки в
воспитании детей»
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая
поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они
вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то,
что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать.
Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок
«учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы
невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник
жизни, переданный нам в наследство нашими предками.
К.Д.
Ушинский, восторгаясь сказками
как памятниками народной педагогики, сказал, что «никто не в состоянии
состязаться с педагогическим гением народа». Он включил их в свою
педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что
простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же
свойствам детской психологии.
Русская сказка в
ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины и учит:
·
строить семейные отношения, любить свою семью
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со
скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд
и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
·
не обижать маленьких, уважительно
относиться к старости, слушать старших
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
·
бороться с человеческими пороками: ленью,
жадностью, скупостью, глупостью
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая
мельничка», «Зимовье зверей»);
·
решать сложные ситуации с помощью
смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и
корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);
·
побеждать зло добром
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна
Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).
И самое главное русские народные сказки
учат любить свою родину. Сказки развивают речь, учат анализировать, рассуждать
и сопоставлять.
Поэтому русская народная сказка несёт не
только развлекательную, но ещё и развивающую функцию. Не зря она занимает
главное место в сказкотерапии.
Русская народная сказка — сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о
невероятной, но поучительной истории, которая имеет неограниченные развивающие
и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий,
превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит
доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Сказка —
прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая
ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Сказки можно поделить
на несколько видов (типов):
·
Волшебные.
·
О животных.
·
Социально-бытовые.
·
Докучные
1.Волшебные сказки это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить
звери, природа и даже предметы. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо
трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».
2. Сказки о животных это древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие и домашние
звери: лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, коза и
др. Животным в этих сказках присущи человеческие черты
и слабости: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет
кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен.
При помощи нелепой ситуации или остроумной шутки высмеиваются пороки людей:
глупость, жестокость, лесть, лицемерие и др.
“Зимовье зверей”, “Кот
и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...
3. Бытовые или социально-бытовые сказки это сказки на семейно-бытовые темы. Героями
выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета
служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится
с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости. Бытовые сказки высмеивают
человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких
историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать
препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю,
не лгать и не скупиться.
Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».
Докучная сказка — сказка, в которой
многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, которые могут
скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после
которой фрагмент повторяется вновь и вновь. Сказитель рассказывал их тем,
кто допекал его, прося повторить одно и то же много раз.
«Жили-были два павлина», «Сказка про
белого бычка», «Сказка про сову»
Рекомендуемый список русских народных сказок
для совместного чтения
Русские народные сказки – это занимательные устные рассказы, повествующие о невероятных, но
поучительных историях, которые имеют неограниченные развивающие и воспитывающие
возможности. Но наибольшей пользы детям они приносят при прочтении их
родителями. Так как они их эмоционально сближают и объединяют, что в
дальнейшем помогает преодолевать сложности.
Очень
важно читать их детям правильно:
- Прежде всего, не делайте этого на ходу. Выделите
отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном
поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
- Если малыш просит почитать именно сейчас, то не
отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и
тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
- Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно
медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы
будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая
голосом особенные моменты…
- Золотое правило - одна сказка за один раз - таким
образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего
голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не
отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный
раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько
дней, снова и снова - не отказывайтесь, значит ему это важно, значит, в
этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
- Обязательно задавайте вопросы после прочтения,
помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки -
таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем
может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно
нарисовать, слепить героев, прочитанной сказки.
Итак, можно однозначно
заключить, что польза сказок, несомненно, велика . При помощи сказок,
взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению
и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными
людьми.
«Петушок – золотой гребешок»,
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2023
Дата обновления: 30.01.2023
Дата публикации: 30.01.2023