31.05.2019
Роль семьи бесспорна и в физическом развитии детей, т. к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм.
Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др.
Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи. Физическое воспитание в семье направлено на разностороннее физическое развитие детей, повышение уровня их здоровья, на оказание содействия школе в решении задач физического воспитания.
Здоровье детей наполовину регулируется режимом жизни в семье и усилиями в воспитании школьника. В связи с этим родители должны всячески поощрять семейную физическую культуру, показывать пример своим детям в ежедневных занятиях физическими упражнениями. При этом важно, чтобы физическое воспитание в семье способствовало организации досуга учеников как после занятий в школе, так и в свободное время детей в выходные и праздничные дни, в период каникул и их летнего отдыха.
Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно – образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.
Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей.
Формами физического воспитания школьников в семье являются: 1) физкультурная минута, 2) утренняя гимнастика, 3) ритмическая гимнастика, 4) Коррекция телосложения, 5) бег трусцой, 6) самостоятельные тренировки направленные на развитие физических качеств и овладение двигательными умениями,предусмотренными программой по физической культуре ,7) Катание на велосипеде, коньках, санках, лыжах, лодках, 8) семейные прогулки и турпоходы, 9) купание, обучение плаванию, 10) игры с мячом, 11) спортивные упражнения ( игра в баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, лапту , городки), 12) домашние задания врача по лечебной физической культуре, массажу и самомассажу, 13) занятия на тренажерах, 14) овладение нетрадиционными видами физических упражнений ( ушу, йога, шейпинг), 15) подготовка и участие в семейных соревнованиях типа « Папа, мама, я -спортивная семья», « Всей семьей на стадион», 16) занятия на дорожках здоровья и бодрости, игры на местности и др. Физкультминуты проводятся во время выполнения домашних заданий, после 30-35 минут непрерывной работы со школьниками младшего возраста, и через 40-45 минут работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста.
1. Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) включает упражнения, которые выполняются без лишнего напряжения. При этом можно совершенствоваться в правильном выполнении гимнастических упражнений типа «вольных», осваивать нормативы по кроссу, отрабатывать технику прыжков в длину и высоту на школьных спортивных площадках. Домашнее задание по физической культуре в сочетании с самостоятельными тренировками учеников способствуют успехам школьников на уроках физической культуры. Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. Старшие дети хорошо воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие.
3. Катание детей на велосипеде Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
4. Семейные прогулки и туристические походы помимо познавательных целей содействуют развитию кругозора учеников, формированию умений правильно ходить по пересеченной местности, преодолевать препятствия, встречающиеся в пути, правильной постановке дыхания при физической нагрузке, и все это в сочетании с купанием и закаливанием ребенка.
5. Большое внимание в семье стоит уделять обучению детей плаванию.
Умение плавать-важный, жизненно необходимый навык человека. Поэтому родителям стоит ознакомиться с методикой обучения плаванию и использовать каждую возможность прибывания с детьми на воде. Научиться плавать- одно из ответственных заданий учителя физической культуры ребенку и его родителям на лето. Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.
6. Игры с мячом хорошо укрепляют здоровье и наиболее популярны для занятий во дворе на площадке, на даче, на прогулке, в турпоходе, в парке, в воде. Они способствуют развитию ловкости, координации движений, гибкости, быстроты, выносливости , динамической силы. Игры детей со сверстниками, старшими и младшими детьми, родителями воспитывают проявление эмоций, требуют выполнение правил, дисциплинирующих ребенка, приучают его к сдержанности при общении в коллективе, формируют умение стойко переносить поражения и выражать радость победы.
7. Участие в семейных соревнованиях типа « Папа, мама,я- спортивная семья» и др. Сплачивает семью, развивает здоровое взаимоотношения между родителями и детьми, раскрывает новые возможности занятий физическими упражнениями. Полезно сочетать занятия физической культурой с посильной работой детей на приусадебном участке в сочетании с водными процедурами при соблюдении правил личной гигиены и рационального (сбалансированного) питания. Разные семьи отличаются друг от друга своеобразными традициями, семейными стремлениями, бытовыми условиями, уровнем общей культуры. Поэтому режим дня ученика может быть организован различно. Все это накладывает отпечаток на воспитание ребенка, формирует его индивидуальность. Учителям и родителям детей необходимо помнить , что каждый школьник должен овладеть полезным объемом знаний в области физической культуры, спорта, гигиены и медицины, смолоду знать свой организм и уметь поддерживать его в порядке. «Что бы быть здоровым,- отмечает известный кардиолог Н. Амосов,- нужны собственные усилия — постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.
Таким образом, организуя занятия по физической культуре с детьми, рекомендуется использовать большой круг средств и методов физического воспитания: физические упражнения, спортивные упражнения, гигиенические факторы, естественные силы природы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2019
Дата обновления: 31.05.2019
Дата публикации: 31.05.2019