25.04.2019
Ваши детки только начинают ходить в детский сад, и именно поэтому сегодня
хотелось бы уделить особое внимание вопросу адаптации.
Конечно же Вам, как родителям, хочется, чтобы ребенок как
можно спокойнее пережил изменения в своей жизни, чтобы установились
доброжелательные отношения с воспитателями и другими детьми. Чтобы ребенок с
удовольствием и радостью шел каждое утро в садик. Давайте же с Вами сегодня
обсудим те типичные ошибки, которые совершают родители для
того чтобы постараться их избежать.
Для начала определимся, что же все-таки такое адаптация. Адаптация -
это приспособление организма к новой обстановке. И конечно же для ребенка детский
садик является новым еще неизвестным пространством, с новыми людьми и новыми
отношениями. Адаптация - это активный процесс, который
приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат -
это полезные изменения организма и психики; негативный - стресс. Адаптивные
возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий
переход малыша в новую среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития.
Ошибка №1. Когда мама приводит ребенка в детский сад
впервые, он зачастую расслаблен и ему интересно все что он видит. У ребенка на
данном этапе еще не было опыта расставания с мамой и пребывания в детском саду
без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике с
удовольствием, а на второй и третий день уже не охотно идут в группу. Как мы
знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым
и интересным. Поэтому малыш смело заходит в группу и увлекается новыми
игрушками и детьми. Ребенок совсем не готов к тому, что мама
может уйти, по его мнению, мама ждет его в коридоре. И вот здесь происходит
следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и чтобы его
не вспугнуть уходит, не попрощавшись с ребенком и не сообщив
ему об этом. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок,
мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно,
когда она придет и придет ли вообще. Даже если вы много раз рассказывали ребенку,
что в садике он станется один, никогда не уходите незаметно.
У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может в любой
момент внезапно исчезнуть, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он
может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к
ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь разлучиться с ней.
Ошибка №2. Некоторые родители считают, что ребенка можно
сразу оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее адаптировался
к детскому саду, новой обстановке, новым людям. Это не так. Посещение
садика нужно начинать постепенно. Сначала приходить в группу на 1,5-2 часа во
время прогулки или свободного времени для игр. Постепенно ребенок
привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его
можно оставить с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после
прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на
дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких
рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по
самочувствию ребенка и руководствоваться своей материнской
интуицией.
Ошибка №3. Большинство родителей не осознают того, насколько
режим дня ребенка важен для его развития и соответствует ли он
режиму дня, который установлен в детском саду. Ребенку, который не
привык ложиться спать рано, очень непросто будет просыпаться в 7 утра. Ребенок,
который не выспался как правило чувствует себя вяло, капризничает, сам не
понимает, чего хочет, становится плаксивым. Первое впечатление и первые дни,
проведенные в детском саду, остаются в памяти и в последующем создают отношение
к этому месту. Чтобы первый опыт пребывания ребенка в детском
саду создал позитивные впечатления, постарайтесь как можно раньше перевести
вашего малыша на режим, соответствующий детскому саду. Тогда он сможет
просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!
Ошибка №4. Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителямхочется
дать малышу выспаться и им жалко будить его заранее, то подъем происходит
практически «впритык» ко времени, когда
уже нужно выходить в садик. Как правило в следствии этого, сборы получаются
поспешные, нервные у мамы практически не остается времени на внимание и
нежность, которые так необходимы малышу, особенно когда он еще нежится в
постельке. В такие моменты дети слышат: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и
т. д. В итоге таких сборов все утро получается сумбурным и конфликтным.
Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в
расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить
какие-то добрые напутственные слова.
Для того чтобы этого избежать просыпайтесь сами и будите малыша заранее,
чтобы у вас было достаточно времени на сборы, чтобы вы могли уделить внимание
малышу, сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать,
поцеловать и другие нежные слова, и действия. Все это так важно для хорошего
настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим
запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить
вашего ребенка на позитивный лад.
Ну вот, мы разобрали с вами 4
распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите!
Выделяют два основных критерия успешной адаптации:
эмоциональная удовлетворенность и способность легко и точно выполнять
требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском
учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не
отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.
Заболеваемость не более одного раза сроком не более10 дней, без осложнений, Вес
без изменений.
2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции
восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении, замедление
активности. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной
длительностью (от двух до шести месяцев) и
тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в
детском саду, возможно, что он - «несадовский» ребенок.
Существует три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается частыми соматическими заболеваниями, нарушением сна,
аппетита, снижением речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все
сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но
общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа
развития, дети начинают вести себя спокойно.
Поэтому нужно использовать индивидуальный подход при обеспечении адаптации
ребенка к новым для него обстоятельствам жизни.
Помните
всегда:
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
Никогда не говорите фразы типа: "Вот
будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда
собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную
атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно
будет удачным и для вас, и для ребенка
Подготовила: воспитатель Шурыгина
Екатерина Сергеевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2019
Дата обновления: 31.05.2019
Дата публикации: 25.04.2019