12.02.2019
В современных условиях, когда происходят глубочайшие
изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период
нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,
родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за
свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,
приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью
Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в
ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к
родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления
личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших
нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности
перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине,
родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Ценностно
- ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных
истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания,
дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно
демонстрировать свое отношение к ней.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству
культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к
национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к
сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке,
фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует
считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной
традиции. Воспитание целостной
личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты
находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные
детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники,
декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Образование сегодня должно заботиться о создании и
сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное
взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают
культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в
настоящем и в будущем.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ
личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших
социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине,
сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может
сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет
появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность,
преданность, ответственность по отношению к своей Родине,
то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то.
Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины,
он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение
просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка
видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины,
он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое
берется.
В детские годы формируются основные качества человека.
Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными
человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное,
эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются
первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим
воспитанием мною понимается процесс формирования
сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос,
гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Особый
упор делается мною на «сотрудническую
миссию» воспитания, обучения и развития детей,
взаимоподдержку и взаимопонимание со стороны родителей в
образовательном процессе.
Рекомендации родителям.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к
другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей,
восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный
опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а
это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного
развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого
близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте
внимание ребенка на красоту родного города
Во время
прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении
каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.
Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их
труда.
Вместе с
ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего
двора.
Расширяйте
собственный кругозор
Учите
ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее
героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте
ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных
местах.
Спасибо за
внимание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2019
Дата обновления: 31.05.2019
Дата публикации: 12.02.2019