14.05.2019
Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание
здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться,
фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и
социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом
нормативно-правовых документов: Законом «Об образовании в Российской
Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», Указом Президента
России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», и другими
нормативно-правовыми документами федерального, регионального и
муниципального уровней.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и
повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том
числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском
саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько
естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном
образовательном учреждении.
В период дошкольного детства в процессе
целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать
потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит
усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт
характера, формируются важные человеческие качества.
Движение — физиологическая потребность растущего организма, и природа
проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами,
стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазать. Испокон веков взрослым
приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей.
В настоящее время все по-другому. Мы охотно пользуемся транспортом,
ведем малоподвижный образ жизни. Меньше двигаться стали и наши дети.
Известно, что здоровье, более чем на
половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо
меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в
государстве.
Основная задача дошкольного учреждения -
привить ребёнку необходимость быть здоровым. Мы призваны воспитать у
дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,
осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом.
Реализация задач, модели формирования основ
культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание
культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию
дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья,
основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом
процессе в ДОУ и семейном воспитании.
Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители
стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек
является образцом для подражания.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры
здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.
Дошкольное учреждение и семья призваны заложить у детей основы
здорового образа жизни, используя различные формы работы. Одним из средств,
эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке
правильных привычек, является специально-организованная деятельность,
которая предполагает объединение взрослых и детей. Различные физкультурные
мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости,
умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям,
двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни.
Здоровье – это базовая ценность и
необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка.
Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в
будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции
модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –
дошкольного. Поэтому необходимо приобщать ребенка к здоровому образу
жизни.
Наиболее доступное средство увеличения
потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения
показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и
движения вперед, обретения новых навыков и способностей. Возрастает
необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у
дошкольников устойчивого интереса, потребности к физическим упражнениям,
ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
В дошкольных учреждениях широко
используются здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим
педагогический процесс современного детского сада.
Формы организации здоровьесберегающей
работы:
·
физкультурные занятия
·
самостоятельная деятельность детей
·
подвижные игры
·
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
·
двигательно-оздоровительные физкультминутки
·
физические упражнения после дневного сна
·
физкультурные досуги
·
спортивные праздники
·
босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по
физической культуре и после дневного сна.
Здоровье ребёнка во многом зависит от
обстановки, которая окружает его дома. Поэтому положительный результат по
формированию у дошкольников основ здорового образа жизни может быть достигнут
только при поддержке родителей. Доброжелательные семейные отношения определяют
эмоциональное состояние ребёнка. Его психическое здоровье. Здоровье ребенка,
важнейший фактор, на который и родители в состоянии влиять. Прививая с ранних
лет привычку к здоровому образу жизни, проводя с малышом время на свежем
воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь.
Ребенку необходим спокойный,
доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка
способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся
нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности
детского организма. Учитывая это, родители должны стараться быть в хорошем
настроении. А наше раздражение механически переходит на ребенка. Так
давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!
Взрослые должны не только охранять
детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые
способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И
важным здесь является правильно организованный режим дня. Режим дня - это
оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он
удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности
и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных
навыков, приучает их к определенному ритму. Прогулка – один из компонентов
режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает
сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую
очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению
сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка
всегда нормализуются аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду,
за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны
соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.
Велика роль примера самих родителей и
старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и
спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них,
систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими
упражнениями и спортивными играми.
В своей работе педагоги дошкольных
учреждений используют разнообразные формы работы с родителями по пропаганде
здорового образа жизни. Сюда относятся: родительские собрания, консультации,
беседы, папки-передвижки по приобщению к здоровому образу жизни, анкетирование
о состоянии здоровья детей, совместные мероприятия и т.
В
заключении хочется напомнить родителям:
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя
защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья,
родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности
ребенка, должны многому научить детей. Ребенок — это пластилин, что
из него вылепишь — то и будешь иметь! Это чистая доска, что
напишешь, — то и останется на всю жизнь! В здоровой семье —
здоровый ребенок! В больной семье — больной!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2019
Дата обновления: 03.06.2019
Дата публикации: 14.05.2019