26.08.2022
Консультация для родителей.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Старшая группа
Это возраст
активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя
меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом
первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки
эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников
подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около
106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни
средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.
Развитие личности
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он
является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в
ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты
становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка
закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять,
каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную
информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько
материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте
ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его
кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение
детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их
познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это,
дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте
ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А
почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй».
У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее,
разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста
5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к
некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим
сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и
ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный аспект
дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует
уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в
свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у ребенка
стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Но
родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут
позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги,
то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.
Характерной
особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам,
выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники
начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного
обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к
школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры
на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой
социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду
жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который
продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями
и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной
мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться
фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес
к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок
может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить
что-либо целенаправленно.
Старший дошкольник
способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются
устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные,
моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной
зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание,
выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою
значимость.
Достаточно часто в
этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное
искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение
детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или
негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения,
уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и
оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим
оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное
развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого,
так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и
интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать
привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных
ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6
ЛЕТ
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в
течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию;
• - находить 5-6 отличий между
предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары
одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2
минут;
• - рассказывать наизусть несколько
стихотворений;
• - пересказать близко к тексту
прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность
событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9
частей;
• - находить и объяснять несоответствия
на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между
предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4
предметов лишний, объяснять свой выбор.
• Счет в пределах 10, знакомство с
цифрами.
• Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». Уравнивает неравные группы предметов двумя
способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине,
высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или
приложения.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет
представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный
запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать
свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по
сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных
пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта,
предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет
материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны,
ее столицы, домашний адрес.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды
для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает
по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора,
любимые сказки и рассказы.
Родители
ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную
информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую
информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка
Вам
как его родителям важно:
§ С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не
заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное
фантазирование и просто игру воображения.
§ Поддерживать в ребенке стремление к позитивному
самовыражению
§ Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь
ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают
границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу,
которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку
возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими,
организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
§ Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку
ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
§ Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш
ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и
обязанность
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.10.2022
Дата обновления: 17.10.2022
Дата публикации: 26.08.2022