05.11.2021
Консультация для родителей
«Гиперактивный ребенок»
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином
"гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей
в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных
прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Очень часто подобный
"ярлык" вешается без разбора на любого, просто активного, ребенка.
Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим
"диагнозом" – гиперактивность. Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки
гиперактивности: 1.
Ребенок находится в постоянном движении,
ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он
продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. 2.
Для такого малыша характерны резкие
смены настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая
"сухая" истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот
момент практически невозможно. 3.
Ребенок быстро и много говорит, глотает
слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко
выслушивает ответы на них, часто убегает или отвлекается. 4.
Часто не реагирует на обращение
взрослого, хотя и слышит его. 5.
Ребенку сложно доводить до конца начатое
им дело, даже если оно ему интересно. 6.
Ребенка невозможно вовремя уложить
спать, а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с
криком просыпаясь посреди сна. 7.
У гиперактивных детей часто имеются
кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии. 8.
Основная жалоба родителей таких детей –
это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка)
ведет себя одинаково активно. 9.
Гиперактивный ребенок часто провоцирует
конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается,
причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные
предметы. 10.
Для гиперактивного ребенка характерны
следующие общие черты: невнимательность, сверхактивность (вербальная,
двигательная, умственная) и импульсивность. Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов,
требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с
психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать
проявление гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также
с темпераментом холерика. При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как
правило, испытывают много трудностей. Одни пытаются жесткими мерами бороться с "непослушанием"
ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие
нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему
запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются
не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу
действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки. Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах
непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить
себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою
очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать
последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому
их действия мало эффективны. Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка
являются: 1.
Недостаток эмоционального внимания,
подменяемого физиологическим уходом. 2.
Недостаток твердости и контроля
воспитания. 3.
Неумение воспитать навыки управления
гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком. Что же делать? 1.
С гиперактивным ребенком необходимо
общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное
задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных
интонаций, эмоционально приподнятого тона. 2.
Гиперактивный ребенок, будучи очень
чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к
настроению взрослого. 3.
Родительские эмоции захлестнут его и
станут препятствием для эффективных действий. 4.
Соблюдение дома четкого распорядка дня –
еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным
ребенком. 5.
И прием пищи, и прогулки, и выполнения
домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка
время. 6.
Чтобы предотвратить перевозбуждение,
ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем
продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в
каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами,
исходя из состояния ребенка). 7.
По-возможности надо оградить
гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере, и от просмотра
телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению. 8.
Гиперактивному ребенку полезны спокойные
прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно
поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и
размеренный шаг помогут ребенку успокоиться. 9.
Родителям гиперактивных детей
необходимо, в первую очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить
напряжение и дать ребенку возможность реализовать его потребности. Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей
степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда
между ними налажен хороший эмоциональный контакт. Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают
чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом
свести до минимума симптомы своей гиперактивности. Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные
упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен массаж. Они
помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать
двигательную активность. Хорошо зарекомендовал себя при коррекции гиперактивности метод песочной
терапии (sandplay). Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно необходима уверенность
в безусловной родительской любви и принятии. Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его
таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков. Любят, просто
потому, что Он есть в их жизни. Почаще говорите об этом своим детям! |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2022
Дата обновления: 23.01.2022
Дата публикации: 05.11.2021