14.01.2021
Консультация
для родителей
«Почему дошкольник ворует?»
Причин, которые
толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим
самые основные посылы.
1. Воровство,
как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не
хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает
максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные
поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно
нуждается в общении.
2. Воровство,
как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков,
уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если
ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее
всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.
3. Воровство,
как способ удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского
воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным
детям в семье. Зависть к игрушкам товарища, которых у ребенка нет, рано
или поздно толкнет его на путь воровства.
4. Воровство,
как развлечение.
Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется
продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия
и 3-4-летние малыши.
Дети
5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако
сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда
получается.
В 5 лет детям свойственен
эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им.
Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой
игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.
Еще одна группа
мотивов характерных для детей старшего дошкольного возраста на границе с
младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к
социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и
они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные
способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться
как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании
доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает,
на что он идет и для чего он это делает.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в
том числе это касается и воровства. "Зачем было забирать что-то, если
заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники
обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения
взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями
являются:
- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие
неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение
эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных
понятий;
- осознание своего существования "здесь и сейчас",
непонимание временных перспектив.
Учет этих особенностей возраста необходим при организации
работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как
воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные
межличностные отношения, прежде всего семейные.
Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе
воспитания:
- отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной
ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на
проступок, и за угрозой наказания не следует;
- несогласованность требований взрослых, предъявляемых к
ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки,
но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые
не могут договориться между собой, когда одно и то же действие
ребенка оценивается по-разному;
- "двойная мораль", когда действия родителей
расходятся с делом;
- вседозволенность, которая может быть следствием
безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения
материальным обеспечением;
- тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они
лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в
своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании
стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения
окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые
места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях,
предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой
приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их
непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются
дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из
взрослых.
Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители
демонстративно внушают детям, что "брать чужое нельзя", одновременно
принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и
непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что
его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.
Неумение или нежелание родителей пресекать негативные
проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда
ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на
свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников,
продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей
"обратную связь" - с ними не желают общаться, они становятся причиной
ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им
хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять
других детей в пагубном влиянии на их "чудо-чадо".
Еще одна крайность - желание родителей
контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее
пагубно. Одни дети занимают активную "оборонительную" позицию,
постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие
"уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми
действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это
способствует развитию лживости, двойной морали.
Что можно порекомендовать родителям?
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям
ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на
воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в
ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также
необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы
чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом
проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми.
Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство - это плохо"
должна быть хорошо понята и принята ребенком.
Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки,
постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову
ребенка свои отрицательные эмоции.
Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин,
которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала,
как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны
родителей. Если же
после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное
воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.
Чего точно нельзя
делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не
угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от
привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт
лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором.
Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните
старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет
им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным. Откажитесь от
сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться
пристыдить ребенка за этот проступок.
Наконец, запомните
главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно
устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с
ним дома без свидетелей.
Эксперты обращают
внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи.
Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча.
Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием
благоприятного микроклимата.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2022
Дата обновления: 23.01.2022
Дата публикации: 14.01.2021